Процесс передачи властных инсигний от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву уже начался. Вот в руки Медведева уже отдана «Единая Россия» — красивый жест, но пока непонятно, что он означает на самом деле. Параллельно идет и более сложный процесс. Некоторые чиновники утверждают, что Путин и Медведев уже почти согласовали новый состав правительства, но пока не достигли компромисса относительно будущего двух самых сильных фигур из прежнего кабинета: Игоря Шувалова и Игоря Сечина. Говорят, что споры о местах работы для них чуть ли не парализовали весь процесс формирования нового облика российской власти и продолжаются до сих пор.
Вероятнее всего, судьба Игорей Ивановичей решится в последнюю ночь перед оглашением состава кабинета, то есть еще через две-три недели. Не пытаясь предсказать, чем закончится эта история, попробуем понять, почему именно они оказались в зоне самой высокой политической турбулентности, разобраться в том, что такого они сделали или не сделали друг другу, Путину или Медведеву, чтобы стать главными героями большого передела власти в стране.
С Сечиным все вроде бы просто. За многочисленными невнятными объяснениями источников («либо Медведев в правительстве, либо Сечин»), отправлявших и до сих пор отправляющих его в отставку, скрывается простой тезис. Путин и Медведев еще в 2008 году договорились, что Медведев и Сечин работать вместе не будут, и Сечин никогда больше не будет подчиненным Медведева. А значит, вне зависимости от того, где будет работать уходящий президент, Сечина там быть не должно. Понятно, что это в данный момент не самая удобная для Путина договоренность. Но также понятно, что Медведев будет требовать ее неукоснительного соблюдения.
Личный конфликт осложняется спецификой отрасли, в которую успел врасти Сечин за прошедшие четыре года. ТЭК — самый сладкий кусок российской экономики. Медведев хочет пустить туда частный капитал, Сечин — это общеизвестно — против. Вроде бы, если Медведев — премьер, Сечина надо убирать, потому что он мешает планам Медведева. Но на самом деле все немного сложнее. ТЭК — это еще и национальная командная высота, контроль над которой не хочет выпускать из своих рук будущий президент Путин. А, согласившись убрать Сечина, он именно так и сделает. Возникает кадровая проблема огромных масштабов: даже если найти Сечину новую работу, кто сможет его заменить так, чтобы и Путин, и Медведев могли думать, что они вместе держат руку на пульсе российской нефтянки?
История Игоря Шувалова выглядит не так логично. Он либерал, а значит, проблем с попаданием в кабинет другого либерала — Медведева — у него быть вроде бы не должно. Но почему-то они есть. Как и в случае с Сечиным, из-за личных отношений. Шувалов, все четыре года демонстрирующий лояльность сначала курсу и только потом обоим высшим правителям страны, — сильная, может быть, самая сильная фигура в чиновном либеральном лагере. Вокруг него за четыре года выстроился крупный российский бизнес, с ним предпочитают иметь дело большие западные инвесторы, он тянет на себе (другой вопрос, как тянет) воз экономической интеграции. Он не враг, но очевидный конкурент Медведеву. Единомышленник, но точно не соратник.
В кабинете он станет проблемой для нового премьера, и это уже видно невооруженным глазом: Медведев на расширенном заседании Госсовета говорит о том, что хочет заниматься социальными вопросами, почти как Путин когда-то, а Шувалов за закрытыми дверьми на совещаниях упирается и требует: давайте проводить структурные реформы. Он будет проблемой, когда Медведев, решающий политическую задачу возвращения в Кремль через шесть лет, захочет так же, как Путин, раздавать деньги щедрой рукой или затевать проекты галактических масштабов. И зачем новому премьеру такой подчиненный? Избавившись от Кудрина, Медведев ничего не добьется, если в правительстве останется Шувалов. К тому же тот токсичен с точки зрения публики. Совершенные его трастами сделки законны, но выглядят все равно коррупцией. Получаются лишние риски, которые никому не нужны.
Эти два гигантских кадровых тромба — Сечин и Шувалов — закрыли от глаз публики почти все остальные участки ожесточенной борьбы за места в будущем правительстве: битвы за Минкомсвязи, Минздравсоцразвития или за крупные отраслевые министерства. В этих фигурах нашлось что-то более важное, что-то, что заставило весь московский политический класс до хрипоты спорить об их будущем и шансах сохранить свою работу. Они оказались больше, чем даже сам Медведев — его будущий курс фактически интересует причастных или просто интересующихся российской политикой меньше, чем судьба двух его возможных подчиненных.
Понятно, что это неслучайно. И понятно, почему так происходит. И Сечин, и Шувалов занимают в российской политике больше места, чем Дмитрий Медведев. Разговоры о том, где именно они будут работать, по сути, сводятся к тому, будет ли Медведев хоть сколько-нибудь самостоятельным премьером или нет. Если они останутся при своих, никакого премьерства Медведева просто не будет. А если уйдут, будучи самыми сильными бюрократами страны, что вообще случится с правительством? Развязка близка, но борьба вокруг этих фигур будет продолжаться до самого последнего момента.