К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Телевидение, которого нет

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
Указ об общественном телевидении выглядит как декларация, а не проект работающего института

Появившийся на днях указ президента РФ «Об общественном телевидении в Российской Федерации» — часть политической реформы, заявленной в послании Федеральному собранию 22 декабря минувшего года. В послании говорилось, в частности, о необходимости выхода «за рамки устоявшихся институтов» — в основном посредством «открытого правительства», которое не может, по мысли Дмитрия Медведева, функционировать без «улучшения общественных коммуникаций». Выправлять коммуникации и должно было общественное телевидение. То самое общественное телевидение, которого в Европе на тот момент не было только в России и в Беларуси.

По существу, призыв выйти за рамки, да и вся политическая реформа стали признанием недееспособности и деградации существующих институтов, в том числе государственно-коммерческого телевидения. Другого телевидения в России нет; именно в медиаиндустрии, и только в ней, полностью реализована идея частно-государственного партнерства в ее путинском изводе. (Суть ее в том, что ни один частный проект невозможен без государственного присутствия или интереса, а любой государственный — глубоко коммерциализирован.) Судя по всему, деградация телевидения, выразившаяся в тотальной утрате доверия качественной аудитории к федеральному вещанию, связана именно с такой институциональной выморочностью.

Уже в декабре было понятно, что до вступления на престол Путина в России упростится процесс регистрации партий, вернется выборность губернаторов и возникнет общественное телевидение. Иначе просто не могла быть реализована функция главного переговорщика, которой пока еще действующей президент, судя по его активности, был обременен в новой конфигурации тандема. Отсюда — удивительное сходство реформ политической и медийной.

 

Представители «несистемной оппозиции» (Сергей Удальцов, Владимир Рыжков) без особой надежды на успех активно включились в работу над поправками к «Закону о политических партиях», сформулировали предложения, убедились в том, что они не будут учтены Думой и демонстративно устранились. Похожая история случилась и с общественным телевидением.

Рабочая группа при Совете по правам человека и развитию гражданского общества под руководством Михаила Федотова (не вполне системная по сравнению с группой замглавы президентской администрации А. А. Громова, сформированной на площадке Минкомсвязи) предложила проект «Концепции общественного вещания России». Она же сделала предложения для указа, вручила все это в руки президента 1 марта, после чего, как отмечает Федотов, от работы была практически отстранена. Поскольку общественное телевидение учреждается в России через президентский указ (а не через соответствующий закон, как во всех постсоветских странах), надежда на то, что предложения будут приняты, оставалась до момента его обнародования. Хлопать дверью на этапе обсуждения просто не было повода.

 

В результате обоих процессов появились документы, которые, с одной стороны, действительно меняют ситуацию в стране и открывают новые возможности, а с другой — выглядят как имитация, декорация или даже антиреформа. Это относится и к политреформе, но ограничимся здесь телевидением.

Безусловный факт реформы — собственно учреждение общественного телевидения. Такой же факт реформы, как появление на политической сцене новых партий, зарегистрированных по упрощенной схеме. Создавая общественное ТВ, власть признает очевидное: государственно-коммерческое телевидение России не соответствует потребностям и ожиданиям общества. Главная потребность на сегодняшний день — прямой эфир, исключающий цензуру в форме редактуры, правда (не только о политике, но и о культуре, о жизни во всем ее многообразии) и разные точки зрения. Все это может обеспечить только некоммерческая и независимая вещательная структура, которой нет. Нужна новая институция — об этом свидетельствуют и результаты опросов населения, и протестный лозунг «Даешь общественное ТВ!».

Спекуляции на тему ухода продвинутой, наиболее интересной для общественного вещания аудитории в интернет не выдерживают критики. Недавние исследования ФОМа показывают, что, действительно, в возрастной категории 18-30 лет 62% опрошенных считают источниками информации интернет в целом, ленты новостей, форумы и  блоги. Но в той же возрастной группе 81% респондентов называют телевидение главным источником информации. В группе 46-60 лет 96% предпочитают телевизор иным источникам информации. Так что слухи о тотальном уходе в интернет несколько преувеличены. Кроме того, как заметил на недавней Апрельской конференции ВШЭ профессор РЭШ Сэм Грин, в интернете распространяются и собирают сотни миллионов посещений прежде всего продукты, произведенные традиционными медиа, — газетами, эфирными и кабельными телеканалами (ролики и целые программы в YouTube). Интернет нагружает новыми интерпретациями и смыслами то, что показано по ТВ и опубликовано в газетах.

 

Итак, учреждение общественного телевидения — факт реформы. Но вот с организационно-управленческой моделью, которую предлагает указ, к сожалению, есть большие проблемы, которые рискуют превратить общественное телевидение в чисто имитационный институт.

Указ возлагает функцию общественного контроля за деятельностью телеканала на Совет по общественному телевидению. Пояснительная записка уточняет, что Совет ориентирован прежде всего на контроль за контентом. При этом именно Совет назначает и снимает с должностей весь состав и руководителей высшего органа управления АНО «Общественное телевидение России». То есть Совет по общественному телевидению — ключевая структура, главный проводник общественного интереса.

Почти революцией выглядит запрет на членство в совете для депутатов всех уровней, членов Совета Федерации и Общественной палаты и чиновников на любых должностях (включая муниципальные). Однако формирование самого совета отдано на откуп Общественной палате, которая меньше чем за три месяца должна собрать предложения граждан и юридических лиц и по одной ей ведомой процедуре составить список членов совета для утверждения президентом. Монополия ОП на формирование органов контроля и управления телеканалом, безусловно, выглядит как имитация реформы. Сервильная и недееспособная ОП не пользуется сколько-нибудь значимым кредитом доверия в обществе.

Рабочая группа Федотова предлагала как один из источников кандидатур для органа общественного контроля за деятельностью ОТВ Совет по правам человека, имея в виду, что он должен не только надзирать и следить за соблюдением рамки концепции, но и защищать редакцию от вмешательств и давлений со стороны государства и бизнеса. Предлагалась основанная на многоэтапном мягком рейтинговом голосовании процедура отбора кандидатов (метод «снежного кома»), пользующихся максимально высоким персональным авторитетом и стабильной репутацией. Однако 26 марта на слушаниях по ОТВ в Общественной палате список, составленный как пример работы методики, был объявлен «либеральным междусобойчиком». Имена же, предложенные членами палаты, подозрительно напоминали перечень доверенных лиц кандидата в президенты Владимира Путина. Все вместе происходящее вызывало в памяти анекдот про ворованные детали от детской коляски, которые при сборке неизбежно превращаются в автомат Калашникова.

«Единоличным исполнительным органом организации (АНО «Общественное телевидение». — А.Г.) является генеральный директор, который назначается на должность (сроком на четыре года) и освобождается от должности Президентом Российской Федерации и является одновременно главным редактором телеканала», — гласит указ. Это положение — уже антиреформа. Гендиректор, президентский назначенец — царь, бог и воинский начальник. Никакие механизмы и процедуры его подотчетности ни Совету по общественному телевидению, ни наблюдательному совету АНО указом не предусмотрены, в пояснительной записке — не прописаны. Вообще непонятно, зачем нужны все эти декорации. Так и видишь вызванного на совет (большой или наблюдательный) всевластного и харизматичного гендиректора, который в ответ на робкие замечания представителей общественности гневно восклицает: «Не вы меня назначали, не вам меня снимать!» Какое это имеет отношение к общественной институции — неясно. Отметим, что рабочая группа Федотова разделяла должности гендиректора и главного редактора, не допуская концентрации всей полноты власти  в одних руках. Кроме того, общественность в лице совета, а не власть в лице президента должны была определять кандидатуры руководителей канала — на конкурсной основе.

 

Журналисты и простые граждане, быстро сообразив, что новое телепредприятие скроено по старым институциональным лекалам и все, как и прежде, будет зависеть от личности руководителя, оставили рефлексии по поводу контента общественного вещания и принялись с энтузиазмом обсуждать грядущее назначение. Среди наиболее вероятных претендентов на высокую должность называли имена президента Международной академии телевидения и радио, недавно отпраздновавшего 75-летний юбилей Анатолия Лысенко, и бывшего главного информационщика ВГТРК, ныне — главы радиокомпании «Голос России» Андрея Быстрицкого. Характерно, что оба они публично высказывались против общественного телевидения — по разным основаниям, но вполне определенно. Назначить противника проекта его руководителем — вполне в духе имитационного реформаторства.

Для телевизионных профессионалов, в том числе и для разработчиков содержательной концепции общественного телевидения, скоро встанет вопрос, стоит ли участвовать в реализации проекта, который уже на старте серьезно деформировался. Надо ли бороться, пытаться что-то изменить или, наоборот, приспосабливаться к условиям игры ради высших целей и общественного блага. Прежде чем отвечать на эти проклятые вопросы, думаю, стоит посоветоваться с лидерами партий, лучше небольших, которые готовятся к регистрации и выборам по новой упрощенной системе.

А про общественное радио меж тем все забыли. Видимо, Дмитрий Медведев, покоренный энергией, обаянием и общественным темпераментом Алексея Венедиктова, решил, что оно уже есть и в упоминании в указе не нуждается. Ведь в декабрьском послании к Федеральному собранию президент так и сказал: «Нужно использовать все, что есть, и создавать то, чего нет».

Автор — участник рабочей группы Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ, разрабатывавшей проект Общественного телевидения

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+