Каким бы формальным результатом ни закончились парламентские выборы, результаты предвыборной политической кампании можно подвести уже сейчас. Главный из них: представления чиновников и широкой публики о том, что можно, что нельзя и, наоборот, что дóлжно, разошлись так далеко, как они, пожалуй, не расходились с начала 1990-х годов.
Нынешняя парламентская кампания очень отличается от выборов 2007 года. Казалось бы, правящей элите нечего опасаться: непарламентская оппозиция к выборам не допущена, а парламентской можно управлять. Тем не менее масштаб нарушений, энергичность попыток повлиять на итоги голосования заметно превосходит предыдущую кампанию. Власть как будто не осознает, что чем сильнее давишь, тем сильнее сопротивление.
Во время этой кампании чиновники перешли несколько барьеров, переходить которые нельзя. Во-первых, вся вертикаль власти, от будущего и нынешнего президента до последнего начальника муниципального района и райотдела образования, убеждала избирателей поддержать одну из партий. Никаких уходов в отпуск чиновники даже не изображали — они включили предвыборную агитацию в свою текущую деятельность.
Во-вторых, в пропагандистской риторике были применены элементы бюджетного шантажа: проголосуйте, иначе ваша школа (поселок, завод…) не получит бюджетного финансирования. Как может результат голосования определять финансирование школы? Как можно втягивать в агитацию учителей? Как можно задействовать в манипулировании итогами голосований руководителей предприятий? Как может мэр столицы Сергей Собянин рассылать письмо, в котором он объявляет выборы в Госдуму референдумом по поддержке мэра и призывает голосовать за «Единую Россию»? Наконец, как могут итоги выборов определять финансирование целого города или его снабжение газом???
Если государство превращается из арбитра в одного из игроков, причем действующего с нарушением всех правил игры, то общественным силам приходится брать на себя функции независимого контроля. Ассоциация «Голос» не делает ничего ужасного — она просто аккумулирует сообщения о нарушении избирательного законодательства, от кого бы они ни исходили. В ответ — беспрецедентный натиск, в котором поучаствовали телеканал НТВ, прокуратура, ЦИК.
Гонения на «Голос» — это, как говорят в теннисе, невынужденная ошибка чиновников. Международные гранты «Голоса» в демократическом государстве не вызвали бы подозрений, а были бы дополнены всевозможными грантами господдержки — ведь ассоциация выполняет важнейшую функцию общественного контроля за выборами. Поддержать грантом «Голос» — куда более эффективное расходование бюджетных денег, чем закупка КОИБов и КЭГов (комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы электронного голосования, подборку статей об этой госзакупке см. здесь).
Топорные действия власти в парламентской избирательной кампании заметно снижают шансы на политическую эволюцию авторитарного режима и проведение необходимых экономических реформ. На сложные реформы можно идти, честно объясняя избирателям, зачем они нужны. Покупка голосов на выборах диктует другую модель поведения власти после выборов: ей надо будет кормить и поддерживать помощников, всю армию лояльных молодежных активистов, а не обсуждать пенсионную реформу.
«Безусловно, какие-то небольшие шаги будут в части решения наиболее актуальных задач, но я не думаю, что следующие шесть лет станут периодом эпохальных реформ в России», — мудро говорит председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
Смягчить напряженность политического кризиса, полагают Михаил Дмитриев и его коллеги по Центру стратегических разработок, мог бы отказ от массового злоупотребления административным ресурсом и курс на формирование коалиционного правительства после выборов. Увы, Дмитриев прав: руководству страны начинает изменять политическая интуиция, оно существенно недооценивает политические риски и потенциал их дальнейшего усиления.
В результате все более массовым становится восприятие результатов парламентских и президентских выборов как нечестных, нелегитимных. Вместо проведения ответственной макроэкономической политики и реформ власти в такой ситуации будут вынуждены направлять все дальнейшие усилия на «покупку лояльности» элит. Это может расшатать бюджет даже при цене нефти за $100 за баррель.
Дальнейшее следование по этому пути будет только усиливать поляризацию общества, причем антагонизм городского населения (среднего класса) по отношению к политической системы будет только нарастать. Коррупция, бесправие по отношению к судебной и правоохранительной системе, поведение «мигалок» на дорогах и прочее, прочее, прочее, создают общее чувство несправедливости происходящего. Это слишком опасная горючая смесь. Чтобы она не сдетонировала, нужно становление демократической системы, открытой и конкурентной, с полноценным политическим (партийным) представительством среднего класса.