К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что будет, если оппозиция свергнет президента Сирии, а Израиль нанесет военный удар по Ирану?

фото East News / AFP / ImageForum
фото East News / AFP / ImageForum
Ближний Восток полнится новыми сценариями смены политических режимов

События на Ближнем Востоке принимают все более непредсказуемый характер в связи с тем, что к процессу свержения президента Башара Асада в Сирии активно подключились уже не только западные страны, но и арабские, а главный союзник сирийцев в регионе — Иран — подпадает под угрозу ракетно-бомбового удара со стороны Израиля.

Ситуация настолько опасна, что все чаще разные эксперты предрекают: если третья мировая война когда-либо и начнется, то не с Европы, как в случае первых двух, а с региона Ближнего и Среднего Востока. Впрочем, есть шанс отвести эту угрозу, заставив главных игроков в регионе вести себя более прилично и спокойно. Пока же обе конфликтующие стороны — иранцы и израильтяне — позволяют себе жесткую риторику, за которой может пока и не скрываться конкретных планов, но которая, не ровен час, может привести к непродуманным авантюристичным действиям.

Как сообщает сейчас британская газета «Дейли мейл» со ссылкой на неназваных высокопоставленных чиновников Великобритании, их уже предупредили о том, что Израиль может нанести удары по иранским ядерным объектам или в конце этого, или в начале следующего года. То есть либо на католическое Рождество, либо на православное.

 

Это, конечно, всего лишь вероятность. Возможны и более мирные сценарии. Израильтян еще могут уговорить воздержаться от таких действий. Однако никогда еще за последние десятилетия регион не был столь близок к серьезному конфликту. Бомбежки Ливана и палестинского сектора Газа, осуществленные несколько лет назад израильтянами в ответ на нападения боевиков, могут показаться легкой разминкой перед предстоящей схваткой.

В МИДе России считают, что «последствия будут катастрофическими». А начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Евгений Старков не исключает, что такая рисковая операция «приведет к людским жертвам и радиационному заражению местности». В Израиле же, как объявил ранее министр обороны Эхуд Барак, уверены, что для самого еврейского государства операция пройдет безболезненно.

 

Израильтяне уже поражали ранее и без особых для себя последствий атомные цели на территории других государств. Это было в Ираке в 1981 году и в Сирии в 2007 году. В обоих случаях тогда на местах погибли люди из числа обслуживающего персонала и охраны строящихся объектов, вызывавших подозрение израильтян. Задачей было не допустить появления ядерной бомбы у арабов, а теперь вот у персов.

У самого Израиля ядерное оружие давно имеется (по разным данным, от 80 до 200 боеголовок минимум), причем ни на какие международные инспекции они никогда не соглашались и никаких международных договоров на этот счет не заключали, в отличие от того же Ирана, который является членом Договора о нераспространении ядерного оружия.

Налицо двойные стандарты, согласие с которыми со стороны западных государств (Россия, например, постоянно говорит о необходимости создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового поражения, имея в виду и Израиль) является одной из причин гонки вооружений в регионе. Еще одна причина — сильное взаимное недоверие стран-соседей друг к другу. Так, Москва неоднократно и безуспешно обращалась к иранскому президенту Махмуду Ахмадинежаду с просьбами прекратить делать заявления, которые звучат как угрозы в адрес Израиля и подвергают сомнению перспективы его существования как государства. С другой стороны, некоторые меры по отношению к Ирану, предпринимаемые европейцами и американцами, причем нередко по требованию израильтян, выглядят не в меру радикальными.

 

Против Ирана уже четырежды с середины первого десятилетия этого века вводились международные санкции, всякий раз ужесточаемые. А с 1979 года, то есть сразу после произошедшей там исламской революции, против него было введено одностороннее американское эмбарго. Примеру американцев постепенно последовали многие их союзники-европейцы. Теперь они вместе настаивают на новых санкциях, предлагая России опять поддержать их в Совете Безопасности ООН.

Москва на это отвечает, что четких доказательств военного характера атомной программы Ирана так и не появилось. Иранцы же утверждают — и об этом мне, в частности, говорил их министр иностранных дел Али Акбар Салехи, в прошлом руководивший атомными исследованиями, — что в соответствии с их религиозными убеждениями «не только использование, но и обладание оружием массового уничтожения — это харам» (то есть «запретное», «большой грех»). Не все этому верят, подозревая, что иранцы лгут, ведь этого их религиозная доктрина отнюдь не запрещает — в ней существует положение, известное как «такыйа», о правомерности лжи во имя благой цели или спасения.

По мнению России, последний доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) не приводит убедительных доводов того, что бомба в Иране создается. Москва подозревает западные страны если не во лжи, то в сокрытии всей правды. А она заключается в том, что истинная цель Запада — смена режима в Иране. Об этом вчера заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, который на азиатском саммите в Гонолулу общался по этому поводу со своими коллегами: «Ситуация вокруг Ирана развивается по пути, который кто-то определил исходя исключительно из целей нагнетания конфронтационности. Все это очень напоминает сценарий смены политического режима».

Такой сценарий не может не беспокоить Москву. Она, похоже, скоро вынуждена будет смириться с тем, что вслед за Ливией кардинальные перемены произойдут в Сирии и что там президенту Башару Асаду не устоять. Недаром во вторник утром глава МИД России впервые принял настроенную резко против режима делегацию сирийских эмигрантов из руководства оппозиционного Национального совета Сирии.

Произошло это вскоре после того, как Лига арабских государств на время вывела Сирию из своих рядов в наказание за жесткое подавление демонстраций, а иорданский король Абдалла посоветовал Асаду поскорее покинуть свой пост. Однако если в Сирии революционная ситуация вызрела изнутри (впрочем, самостоятельно, без иностранной помощи оппозиция с режимом не справится), то в успешно экономически развивающемся и крепком Иране ее явно искусственно раскачивают извне. В Тегеране это тоже понимают, и иранцы намерены защищаться — легкой прогулкой иранская операция, если ее кто-то задумает проводить, не станет.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+