Пару дней назад Дума приняла во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предложенный президентом России. Идея поправок состоит в гуманизации нашего УК. Насколько у законодателей получилось ее реализовать?
Сразу скажу: странно, на мой взгляд, говорить о гуманизации, избегая темы отмены смертной казни. Но законопроект об этом молчит: остаются невыполненными обещания России мировому сообществу, продолжает действовать странная конструкция приостановки применения смертной казни по решению Конституционного суда РФ.
Много в проекте и других странностей. Например, новая норма, которая дает право судье самостоятельно изменять категорию преступления — понижать ее при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих обстоятельств. Это не что иное, как коррупционная кормушка. Получается, что не закон является основой, а усмотрение суда, усмотрение чиновника. А ведь слишком большие возможности судьи для маневра — это то, с чем повсеместно и долго боролись.
Целая гамма предложенных изменений представляет собой попытку расширить альтернативные лишению свободы виды наказания, сегодня практически не работающие. Например, вводится положение о том, что исправительные работы смогут применяться не только для неработающих обвиняемых, но и для работающих. Место для этих работ должны определять органы местного самоуправления. Вот только у этих органов нет подведомственных предприятий, где можно было бы организовать исправительные работы.
Еще из той же серии. Авторы поправок постоянно и упорно приводят в виде меры наказания арест. Более половины статей действующего УК РФ содержит наказание в виде ареста. Что это за норма? Арест заключается в содержании осужденного в арестном доме в условиях строгой изоляции от общества сроком от одного до шести месяцев. С момента принятия в 1996 году УК РФ арестных домов никто не строил и строить не собирается. Разработчики законопроекта, видимо, об этом не знают.
Шире пытаются использовать авторы поправок и принудительные работы — за преступления небольшой и средней тяжести на срок от 2 месяцев до 3 лет. В СССР этот вид наказания называли «химией», от него отказались ввиду его крайней неэффективности и затратности. Речь о замене наказания в виде лишения свободы привлечением к труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы.
На создание условий для таких работ нужны большие средства. Нужно организовать жилье и рабочие места для осужденных, создать соответствующий штат сотрудников уголовно-исполнительной системы. По оценкам, к принудительным работам будут приговаривать ежегодно около 30 000 человек. Для них потребуется 150 исправительных центров, из них к 2013 году, когда заработает норма, предлагается построить всего 30. Итак, виртуальные арестные дома дополняются виртуальными исправительными центрами.
В 22-й главе УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» поправки вносятся аж в 18 статей. За преступления экономической направленности, не представляющие большой опасности для общества, предлагается освобождать от наказания, если виновный заплатит государству штраф, сумма которого в 5 раз превышает размер ущерба. Но если поступил «заказ на посадку» — все равно сидеть. Как? Очень просто. Или в обвинение добавляется еще одна статья, или варьируется квалификация, и либерализация проходит мимо. А кроме того, по многим приговорам отсутствует заявленный ущерб: неясно, как в этом случае рассчитывать 5-кратный размер. К тому же и институт возмещения пострадавшей стороне остается неработающим: ведь штраф платится государству.
Впрочем, есть и положительные моменты. Так, статья 56 УК (лишение свободы на определенный срок) дополняется положением о том, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено человеку, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.
Маленьким плюсиком можно признать и декриминализацию крайне редко применявшихся статей «клевета», «оскорбление», «нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения», «незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга». За их совершение будет полагаться административная ответственность.