Один из наиболее распространенных в России народных мифов — на предстоящих выборах все заранее расписано и предрешено. То есть, конечно, для такого суждения имеются убедительные объективные данные, в том числе избирательная статистика. Однако борьба, причем нешуточная, перед выборами все же идет, вопрос только где и между кем. Рядовой-то избиратель предсказуем и управляем, а вот как насчет элит? Тех самых пресловутых 150 человек из власти/бизнеса, составляющих нашу “суперэлиту”, а также 5000 граждан поскромнее, но тоже весьма влиятельных, особенно в регионах.
Для них кандидат в президенты должен составить и представить им на утверждение бизнес-план на предстоящую шестилетку. Нет, конечно же, это не выглядит, как отчетное собрание, где будущий глава государства отчитывается перед олигархией словно школьник. Сути дела это не меняет. В памятном 1996 году семь банкиров отлично представляли себе, каким будет их бизнес-план после победы Ельцина на выборах -- аукционы залоговые и льготы налоговые, да новые месторождения впридачу. Уровень поддержки, который оказали банкиры кандидату, превзошел все мыслимые ожидания.
Брутальные 1990-е давно прошли, к тому же взят курс на возвращение недр обратно -- что же теперь может предложить кандидат в президенты бизнесу, от которого зависит поддержка избирателей? Еще и так, чтобы заранее обезопасить бенефициаров от возможного финансового кризиса, которым все пугают, и он того и гляди разразится.
Одно из возможных решений -- государственная программа “Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона” стоимостью 2 трлн руб., по которой Минрегион на днях закончил сбор экспертных заключений. Обильное, надежное финансирование до 2020 года включительно, аж за пределы нынешнего президентского срока, то есть с горкой. Кому попало поручать делить такие деньги, конечно же, нельзя.
Принципиальная идея осуществить гигантские вливания в Дальний Восток родилась давно, Стратегия развития этого макрорегиона до 2025 года была утверждена еще в 2009 году. Ближе к президентским выборам оформилась сопутствующая организационная идея: создать Корпорацию развития Дальнего Востока и Сибири. Возглавить ее, по большинству оценок, должен был твердый сторонник правящей партии глава МЧС Сергей Шойгу, которому, однако, почти сразу после выборов достался не слишком интересный для представителя суперэлиты пост губернатора Московской области. Почему при этом была вообще похоронена идея Корпорации, можно только гадать, однако вряд ли она означала опалу Шойгу. В итоге, как всем уже известно, Шойгу получил суперпрестижную должность министра обороны, так что теперь ему обижаться на президента уж точно не за что.
Возможно, прав министр по делам Дальнего Востока и полпред в Дальневосточном округе Виктор Ишаев, когда объясняет отказ от Корпорации рациональными мотивами: во-первых, непонятно, почему госорганы на территориях должны выполнять решения Корпорации, а, во-вторых, непонятно, как быть с преференциями для инвесторов -- самой Корпорации они не нужны, но и предоставлять их другим она не может. Учтем также простое соображение, что властям не захотелось отпускать астрономические деньги слишком далеко от себя, да к тому же имело смысл сначала посмотреть, как пройдут выборы, а потом определяться с размерами финансирования отдельных проектов. Поверим и заместителю Ишаева Александру Ливенталю, еще в мае этого года жаловавшемуся, что, “к сожалению, в 2011 году недостаточно активно велась работа по выполнению мероприятий [Стратегии]”.
Но уже в начале лета распределительно-денежная работа буквально закипела. Вы будете смеяться, но в том варианте 2-триллионной госпрограммы, которая лежит сейчас в Минрегионе в полной готовности к занесению в самые высокие кабинеты, расходы по всем предстоящим 8 годам счастья во всех 11 отдаленных субъектах федерации расписаны уже с точностью до 100 руб. Сильно, не правда ли? Мы все же, пожалуй, ограничимся приблизительными цифрами и отметим только основных получателей дальневосточного золотого дождя -- это энергетики (0,3 трлн руб.) и транспортники (0,7 трлн руб.), которым вместе предстоит освоить половину всей суммы. Инвесторам, которые будут работать с государством по таким проектам, беспокоиться не о чем. Об этом позаботился лично премьер Дмитрий Медведев, заявив на заседании правительства 11 октября, что госденьги надо использовать таким образом, чтобы у инвесторов не ухудшалось финансовое положение и не падали кредитные рейтинги -- а то, дескать, даже таким гигантам как “Газпром”, РЖД и “РусГидро” приходится нелегко. Теперь будет легко.
Содержательные цели программы, как они сформулированы в ней самой -- закрепление и привлечение населения на Дальнем Востоке и Байкале; развитие опорной инфраструктуры; интеграция макрорегиона в систему экономических связей Азиатско-Тихоокеанского региона. Все верно, хотя можно сказать и проще: Дальний Восток страшно отстал от европейской части России по всем параметрам кроме разве что вылова рыбы на душу населения, и его необходимо хоть немного подтянуть. Например, плотность железных дорог на Дальнем Востоке в 3,8 раза меньше чем в среднем по России, а на Чукотке, Камчатке и в Магаданской области железные дороги отсутствуют вовсе. На ликвидацию отставания, безусловно, нужны большие деньги.
Можно не сомневаться, что все намеченное госпрограммой -- вторая ветка БАМа, десятки взлетных полос в аэропортах, сотни километров новых отличных дорог -- будет построено. Может быть, даже с меньшим коэффициентом усушки-утруски, чем на стройках для саммита АТЭС -- все-таки речь идет о втрое большей общей сумме затрат, да и опыт печальный можно учесть. Все это прекрасно. Хотелось бы только, чтобы, как в перефразированной поговорке, пока паны дерутся за триллионы, холопам -- среднему и малому бизнесу Дальнего Востока и Байкала -- тоже перепало каких-нибудь миллиардов.