К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Третий срок Путина и третья мировая война

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Внешнеполитическая риторика Владимира Путина может превзойти по жесткости знаменитую речь в Мюнхене

Два известных спикера "Единой России" - Андрей Исаев и Михаил Шмаков - написали статью-манифест. Среди прочего, в ней говорится о том, что мир стоит на пороге третьей мировой войны. Слишком нервничать по поводу этой "военной риторики" не следует. Всегда находятся алармисты со странностями, которые описывают борьбу глобальных интересов вокруг локального конфликта, так словно бы мировая война начнется уже завтра. В России много изданий, в которых можно прочесть о том, что, например, в Сирии решается сегодня судьба "суверенитета России". Обозреватели этих изданий находятся в перманентной войне с Западом. К этому читатель уже привык.

Нервничать не следует, но приглядеться к некоторым обстоятельствам стоит. Третий срок Путина начался довольно нервно - протесты, рейтинги Путина падают, мировой скандал с Pussy Riot, влиятельные европейские СМИ пишут о Путине, как о диктаторе. И на этом фоне встает вопрос: а каков будет внешнеполитический курс Кремля на третьем сроке? Пишут об этом мало. Главный вопрос: будет ли это возврат к риторике "мюнхенской речи"? Пожалуй, надо ответить так: будет хуже. Третий срок Путина, как выясняется теперь, куплен не ценой фальсификаций на выборах, а за счет появления нового контура в центре российского политического пространства. Условное выражение "Уралвагонзавод" обозначает не завод, а совокупность политических обстоятельств. Первое: круг советников из Высшей школы экономики и ИНСОРа потерпел поражение. Это был круг сторонников "дальнейших реформ", как сказали бы в Европе. Как говорят, Путин разочаровался в Кузьминове и его людях.  Второе: третий срок Путина - это время "молодых силовиков". Третье: возрастает роль тех, кого в знаменитом письме 2003 года, называли "православными чекистами". Они оказались наиболее верными "путинцами". Собственно говоря, в 2003 году угроза альянса "Пугачев-Путин" была достаточно условной.  А вот теперь она становится реальностью. Поскольку патриарх Кирилл внезапно оказался частью контура "Уралвагонзавод".  В этот контур с разных сторон входят Владимир Якунин, Дмитрий Рогозин, Дмитрий Песков, Вячеслав Володин, спикеры Патриархии, Ковальчуки с их медиаимперией, Никита Михалков с его протеже Мединским, группа активных депутатов ЕР- борцов за "духовно-нравственное возрождение". Иначе говоря, произошло большое внутриполитическое изменение: политический центр заняли правые. Умеренные системные центристы вытесняются один за другим.

Четвертый фактор: большая программа модернизации обороны. Такие долгосрочные программы - хотя сами по себе они необходимы - имеют и политическую проекцию. Большие расходы на вооружение стимулируют и милитаристскую риторику. Голос ВПК делается слышнее. Пятый фактор - это состояние наших внешнеполитических институций. В МИДе, в МГИМО все сильнее делается влияние того же крайне-правого контура. Там все больше людей с той же философией, что и у Владимира Якунина и Никиты Михалкова.

 

Все это - просто совокупность каких-то процессов, которые подталкивают администрацию Путина на третьем сроке к новому, и гораздо более тяжелому витку изоляционистского курса. Такое впечатление, что Путин и сам готов к окончательному изменению своего имиджа на мировой политической сцене. К тому, чтобы стать "Лукашенко № 1". У Путина на первом и втором сроке была "хорошая стабильность", т.е. стабильность с динамикой. Теперь у него - "плохая стабильность". То есть стабильность без какой-либо идеи развития. А это заставляет всю политическую систему производить много усилий по маскировке пустоты. В этом смысле крайне показательно недавнее выступление главы Россотрудничества Константина Косачева. Обычно для таких структур публично озвучивают гуманитарную миссию, но не говорят о "политтехнологиях". Но Косачев - напротив - говорил исключительно о "борьбе за имидж". По слухам, новая администрация собирается сделать своим главным рупором агентство "Регнум", а оно пользуется репутацией крайне агрессивного в вопросах внешней политики.

Вот эти события и процессы, как водится, гораздо сильнее влияют на внешнюю политику, чем выборы в США, война в Сирии или давление в Европе на Газпром. Наоборот: на интерпретацию этих и других событий международной политики будет влиять вытеснение из центра умеренных государственников и заполнение его антизападными "ястребами", сторонниками "особого пути России".

 

Исаев и Шмаков своим текстом вбрасывают тему новой "мюнхенской речи" Путина. Пытаются ощупать ее возможный словарь. Под эту новую "мюнхенскую речь" вполне уже заточены такие спикеры, как Рогозин и Песков. А те разгромленные остатки партии "умеренных реформ", которые сейчас теснятся возле правительства, больше не имеют отношения к выработке внешнеполитического курса.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+