К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Барак Обама против Стива Джобса

фото East News/ AFP
фото East News/ AFP
Американский президент мечтает индустриализировать страну, а компания Apple в очередной раз демонстрирует, что он не прав

Прошлой зимой Барак Обама устраивал прием в Кремниевой долине. На ужин были приглашены руководители, инвесторы и основатели крупнейших технологических компаний, включая, естественно, Стива Джобса. В конце приема каждый гость подходил к президенту с вопросом, но когда подошел Джобс, Обама его опередил. «Что надо сделать, чтобы айфоны собирались в США?» — спросил он. «Эти рабочие места уже не вернутся [в страну]», — ответил создатель Apple.

Прошел год, но Барак Обама, кажется, так и не понял, о чем был тот разговор. В среду, выступая с ежегодным посланием к конгрессу, он опять несколько минут говорил о том, что Америке не хватает рабочих мест в промышленном производстве. Это, с его точки зрения, одна из самых существенных проблем, стоящих перед страной.

Его план выглядит следующим образом. Во-первых, компании, создающие рабочие места в США, должны получать налоговые льготы, оплаченные компаниями, отдавшими работу на аутсорсинг. Во-вторых, компании должны потерять возможность уходить от налогов, «уводя рабочие места и прибыли» за рубеж. В-третьих, фирмы, закрывшие производства в американских городах, должны финансировать строительство на их месте новых заводов или оплачивать перепрофилирование рабочих. В том случае, естественно, если американские промышленные городки, пикалевы Среднего Запада, «сильно от этого страдают». «Пришлите мне эти поправки, и я подпишу их немедля», — рефреном повторял президент.

 

Озабоченность Обамы разделяют многие американцы. В прошлом году легендарный менеджер Intel Энди Гроув написал op-ed в журнале BusinessWeek — о том, как вернуть в Америку промышленные рабочие места. Теряя промышленность, писал он, Америка теряет преемственность технологических процессов и в конце концов потеряет и лидерство в передовых отраслях. И если для восстановления статус-кво потребуется война, то надо объявить войну — вероятно, Юго-Восточной Азии — и вести до победного конца. (Обама в своей речи тоже практически объявил торговую войну Китаю.)

Идея новой индустриализации Америки исходит из нескольких странных посылок. Например, судя по речи Обамы, он уверен, что единственная причина массового аутсорсинга промышленной сборки — это погоня за прибылью. Между тем это совсем не так.

 

Анекдот, приведенный в начале текста, позаимствован из опубликованного на выходных расследования газеты New York Times, решившей выяснить, почему iPhone собирается не в Америке. (Практически все, что продает Apple, — от телефонов и компьютеров до управляющих ими чипов — производится и собирается в Восточной Азии, в основном в Китае.) Чтобы узнать, почему самая успешная американская компания не хочет производить свои продукты в родной стране, корреспонденты газеты поговорили с несколькими десятками менеджеров и подрядчиков Apple. Картина, которую рисует газетная заметка, не оставляет сомнений в том, что Джобс был прав: эти рабочие места потеряны навсегда. И дело совсем не только в корысти.

Когда менеджеры Apple искали производителя стекла для экрана нового iPhone, они приехали на китайский завод и увидели, что по соседству с основным зданием возводится новый корпус. «Это на случай, если мы получим контракт», — объяснили им китайцы, получившие в результате заказ. Другой менеджер рассказал New York Times, что компания Foxconn — основной сборщик iPhone — может нанять в случае необходимости 3000 рабочих за ночь и убедить их жить в общежитии и работать по 12 часов в день (получая по $17 в день). То же относится и к инженерам: по оценкам Apple, чтобы контролировать сборочные линии на 200 000 iPhone требуется 8700 промышленных инженеров. В США найти такое количество квалифицированных сотрудников можно было бы за 9 месяцев. В Китае это заняло 15 дней.

Eдва ли компания откажется от своей политики, особенно после того, как ее возглавил Тим Кук, идеолог и создатель логистических цепочек, задействованных в производстве всех продуктов. По странному стечению обстоятельств в тот самый день, когда Обама агитировал за американскую промышленность, Apple опубликовала рекордные квартальные результаты ($46 млрд выручки, $13 млрд прибыли). А на следующий день стала самой дорогой компанией в мире.

 

«Мы не обязаны создавать рабочие места, — говорит Apple, — мы должны создавать лучшие продукты для своих потребителей». И напоминает, что продукты компании создали десятки тысяч рабочих мест в других отраслях. Оценить их число трудно, но создание 350 000 приложений в App Store потребовало труда, по меньшей мере десятков тысяч человек. Не говоря о службах доставки, сотовых операторах, рекламных агентствах и всех остальных людях, чей доход связан так или иначе с распространением продуктов компании.

Характерно, что, не скрывая своего восхищения Apple («Мы должны поддерживать каждого, — сказал он в той же речи, — кто мечтает стать следующим Джобсом»), Обама отказывается учиться на опыте самой успешной компании последнего десятилетия. Не только в США, но и в мире.

В своей речи Обама упомянул две истории успеха своей администрации на поприще реиндустриализации Америки. Один состоял в том, что в результате введения пошлин на китайские шины, американские заводы смогли создать «больше тысячи рабочих мест» — довольно жалкое достижение, учитывая, что 1000 рабочих мест — это 7,6 тысячных процента от общего числа безработных в США. Другой, более убедительный, тоже относился к автомобильной промышленности. В результате государственных дотаций автомобильной промышленности отрасль смогла возродиться и создать новые рабочие места. Рассказав эту историю, Обама победно добавил: «То, что случилось в Детройте, может произойти и в других отраслях». Вопрос в том, является ли американский автопром образцом для подражания — для предпринимателей, скажем, из Кремниевой долины.

Американские автопроизводители благодаря, в частности, помощи налогоплательщиков создали 166 000 рабочих мест. Ровно столько, сколько было занято в прошлом году в сборке компьютеров. Это меньше, пишет Гроув, чем в 1975 году, когда появились первые PC. Для ветерана Intel это должно быть болезненное наблюдение. Чего он не замечает, так это того, насколько изменилось за 35 лет число людей, которые работают за компьютерами.

Обама очень трогательно вспоминал, как его дед и бабушка поднимали послевоенную американскую промышленность. Но в середине века работа на конвейере была альтернативой поденному труду в духе персонажей Стейнбека, а сейчас — удел тех, кто не смог устроиться в Apple. Пять с небольшим миллионов рабочих мест, потерянных американской промышленностью за последние 10 лет, стали жертвой роботов, а не затянувшейся депрессии. Иначе каким образом фабрики, собирающие большую часть электронных устройств всех главных мировых производителей, обходились бы в пять раз меньшим штатом.

 

Мечта об индустриализации, которую проповедует не только Обама, но и, видимо, Путин (его программный текст обещал 25 млн высокотехнологических рабочих мест), немного пугает. Потому что компания Foxconn, с которой воюет Обама, — чемпион не только по промышленной сборке, но и по числу самоубийств на рабочем месте: вокруг корпусов заводов натянули специальные сетки, мешающие жертвам индустриализации прыгать из окна.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+