Опубликованы окончательные итоги переписи населения 2010 года, окончательные в том смысле, что представленные цифры не подлежат более пересмотру. Представленные данные уже явились информационным поводом для рассуждений о том, что население России сокращается ускоренными темпами. Действительно, если сравнивать данные последних трех цензов, то за 1989-2002 годы население страны уменьшилось на 1,8 млн человек, а за 2002-2010 годы — еще на 2,3 млн.
Численность жителей России начала сокращаться с 1992 года, но вплоть до конца 1990-х процесс шел не быстро. Депопуляция в то время почти перекрывалась миграционным притоком из постсоветских стран (этот процесс часто называют «репатриацией русских»). В Россию ехали из всех республик бывшего СССР; в первой половине 1990-х годов этот процесс принимал характер массового бегства. Не будь этой миграционной волны, население России сейчас было бы существенно меньше нынешнего. В 2000-е репатриационная волна сильно поубавилась, несмотря на принятие в 2006 году Госпрограммы содействия возвращению зарубежных соотечественников и последовавший за этим пиар. А временная миграция иностранных рабочих, даже если они фактически безвыездно находились в России годами, не отражалась в миграционной статистике. Не увидела подавляющее большинство этих мигрантов (так называемых гастарбайтеров) и перепись.
Вплоть до нынешнего времени наши представления о населении России и ее регионов базировались на данных переписи 2002 года, результаты которой в отдельных регионах вызывали и продолжают вызывать сомнения. По разным оценкам, население ряда республик Северного Кавказа оказалось преувеличенным примерно на 1 млн человек. Точности счета населения тогда мешала не контртеррористическая операция в Чечне, но, что более важно, заинтересованность местных властей в увеличении численности населения, которая остается важным бюджетообразующим показателем. Сказалось и стремление отдельных народов при дележе властного ресурса показать результаты «не хуже, чем у соседей». Наконец, люди, уехавшие из этих республик в другие регионы страны, переселившиеся из горных районов в города, хотели сохранить свое, пусть формальное, присутствие в родовых селах — в надежде дождаться решения земельного вопроса.
Много вопросов и к населению Москвы, которое в 2002 году стало внезапно больше почти на 2 млн человек, а в 2010 году — еще почти на 900 000 человек. Казалось бы, это логично: все знают, что Москва даже в неспокойные 1990-е активно пополнялась мигрантами. Но хорошо ли учла их перепись — в этом большое сомнение. Многие москвичи в 2002 ждали переписчиков, да так и не дождались — что ж говорить о тех, кто снимает жилье или проживает в формально нежилых помещениях. В обе постсоветские переписи многих жителей столицы переписали по данным так называемых административных источников, то есть по домовым книгам. Не обошлось и без откровенных приписок со стороны управ, о них сообщали студенты-переписчики.
Перепись 2002 года увеличила население России на 1,8 млн человек, а перепись 2010 года — почти на 1 млн от оценки, которую на даты переписи делал Росстат на основе баланса рождений и смертей, а также учтенной миграции. Данные переписей позволяют корректировать численность жителей России вверх, объясняя все вскрытой при переписи дополнительной миграцией из других стран. Но, как уже сказано выше, одной миграцией расхождение в данных не объяснить.
Несмотря на недостатки собранных данных, перепись подтверждает наблюдающуюся уже два десятилетия тенденцию: население России сокращается. Убывает число жителей в подавляющем большинстве регионов востока страны, во многих областях Центральной России, Приволжья и Северо-Запада. Население постепенно стекается в Европейскую часть страны, и концентрируется в крупных городах и ближайших к ним пригородах. Сельская местность и небольшие города, удаленные от региональных центров более чем на 30-50 км (расстояние ежедневной поездки на работу, так называемой маятниковой миграции), постепенно пустеют. Уезжает молодежь, что усиливает процесс старения российской глубинки, и это наблюдается повсеместно. Отсюда и исчезновение тысяч малых деревень, и превращение многих оставшихся в сезоннообитаемые поселения, оживающие летом, с появлением дачников.
Перепись подтвердила тенденцию постепенного старения населения страны, средний возраст россиян поднялся с 37,7 до 39 лет (средний возраст сельского жителя Псковской области — 45 лет). Происходит это в основном за счет сокращения доли детей, тогда как в развитых странах, а теперь уже и во многих развивающихся, население стареет в основном в результате устойчивого роста продолжительности жизни. Соотношение мужчин и женщин осталось на обычном для нашей страны уровне: женщины преобладают в старших группах населения, с 70-летнего возраста их становится больше, чем ровесников-мужчин, вдвое и более. Причина — мужская сверхсмертность в молодых и зрелых возрастах, в результате чего разница в ожидаемой продолжительности жизни составляет в России 12 лет в пользу женщин. Поэтому в России 12 млн вдов и 2 млн вдовцов.
Опубликованные данные о рождаемости тоже нуждаются в комментарии: то, что среднее число рожденных детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002-м до 1469 в 2010 году, не означает, что за это время рождаемость снижалась. В переписи о числе рожденных детей спрашивали всех взрослых женщин, в том числе тех, кто рожал детей еще в 1940-1950 годы. Но их, в силу вполне естественных причин, становится все меньше.
Впервые представлены данные переписи о национальном составе населения России. К сожалению, анализ затрудняет то, что 5,6 млн россиян числятся как не указавшие национальность (в 2002-м таких было 1,5 млн). Это не свидетельствует о росте сознательно отказавшихся от определения своей этнической принадлежности, или скрывающих ее: просто о 3,6 млн, как указывает Росстат, сведения были получены из домовых книг, в которых эти сведения отсутствуют. Поэтому строить предположения о реальном этническом портрете этих «не указавших» нет особого смысла: среди них все те, кто не открыл переписчикам дверь или отсутствовал дома. Или кого попросту забыли.
Среди указавших национальность доля русских нисколько не изменилась в сравнении с 2002 году — 81%, мало изменилась и первая десятка наиболее многочисленных народов страны. Уже вторую перепись подряд в России уменьшается численность украинцев — с 4,4 млн в 1989-м до 1,9 млн в 2010 году, снижается численность белорусов и некоторых других, культурно близких к русским народов, с которыми образовано множество смешанных семей. А в смешанных семьях выбор детьми национальности — вопрос конъюнктурный и решается чаще всего в пользу государствообразующего этноса. С тем же эффектом связано и сокращение численности русских на Украине за 1990-е годы почти на 3 млн человек. Как и в прошлой переписи, в России недосчитались немцев и евреев, эти народы продолжали эмигрировать. Существенный рост отмечен у «мигрантских меньшинств» — в России это, прежде всего, таджики, узбеки, киргизы, которых суммарно стало больше на 320 000. Хотя в сравнении с экспертными оценками численности временных трудовых мигрантов из этих стран (Кыргызстан — 0,4 млн, Таджикистан — 0,7 млн, Узбекистан — 1,0 млн) это немного.
Верно отражая демографические тенденции, перепись не дает точных данных о реальном населении России.