К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что выводит людей на площадь и как это «что-то» измерить

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Массовые акции протеста в России обусловлены не экономическим расчетом, а гражданской культурой. Проводимый при поддержке Forbes опрос позволит выразить ее в цифрах

Леонид Полищук с коллегами проводит исследование отношения российских интернет-пользователей к акциям протеста. Он объясняет, зачем это нужно — и просит поучаствовать в исследовании, ответив на несколько вопросов анкеты.

Андрей Воробьев, возглавляющий фракцию «Единой России» в Государственной думе, заявил, что понимает тех, кто подобно французским диспетчерам или испанским фермерам выходит на акции протеста с требованиями поднять заработную плату, предоставить льготы, сократить рабочую неделю или снизить пенсионный возраст. О таких конкретных вещах можно договариваться — в отличие от невыполнимых требований, в отношении которых диалог невозможен.

Подобный взгляд представителя «партии власти» закономерен и отвечает природе вещей — во всех странах, от диктатур до конкурентных демократий, правительству удобнее иметь дело с подданными, которые озабочены главным образом собственным благополучием, а общественными делами интересуются лишь постольку, поскольку те прямо затрагивают личный интерес. Так оно чаще всего и бывает — первопричиной большинства массовых публичных протестов последнего времени были бедность, безработица, затягивание поясов. Греки выходят на улицы, чтобы не допустить повышения налогов и сокращения государственных расходов. Многомиллионные демонстрации испанцев стали ответом на двадцатипроцентную безработицу. Студенты в канадском Квебеке взбудоражили провинцию массовыми выступлениями против роста платы за обучение. Революции в Тунисе и Египте были результатом роста цен и 60%-ной безработицы среди молодежи.

 

Экономический протест удобнее политических требований потому, что он индивидуален по своей природе и значит, с ним можно справиться методом «разделяй и властвуй». Алексис де Токвиль заметил, что правитель легко прощает подданным недостаточную любовь к себе, если при этом те не любят и друг друга. Экономические требования проще удовлетворять избирательно, сосредоточив ресурсы на той или иной «группе поддержки», будь то население отдельных регионов, сотрудники политически значимых отраслей, пенсионеры, бюджетники и т. д . —  вплоть до жителей Пикалева или коллектива Уралвагонзавода. Это малозатратный способ поддержания политической стабильности. Целевой группе приходится довольствоваться немногим: если она в своих требованиях утратит чувство меры, то ее заменят на другую, благо кандидатов вокруг предостаточно. Основы существующего порядка при этом остаются незатронутыми, аккуратно нацеленные льготы и уступки позволяют избежать институциональных реформ, которые устранили бы первопричину массового недовольства.

Соблазну обменять политическую лояльность на экономические уступки противостоит гражданская культура, в основе которой — чувство ответственности за положение дел в городе и стране; оценка действий власти дается в таком случае исходя не только из личной, но и общественной пользы. Гражданскую культуру можно измерить, и данные статистики говорят о том, что от ее запаса прямо зависит качество государственного управления и благополучие государств и регионов.

 

События последних месяцев указывают на то, что гражданская культура в России значительно окрепла вместе со средним классом. На московских митингах последних месяцев экономические требования почти не выдвигались, и Москва в этом отношении стоит особняком среди Мадрида, Афин и Монреаля. Ключевыми словами, которые чаще других встречались на самодельных плакатах, были «свободные и честные выборы». Участников московских протестов можно назвать «прогрессивными консерваторами» — они не требуют изменения существующего конституционного строя и общественного порядка и в этом отношении консервативны, но хотят наполнить институты их реальным содержанием, как это подобает современному развитому государству. Институт и процесс честных выборов для них важнее результата. Характерно, что пятерку главных требований обитателей «ОккупайАбая» — вероятно, наиболее радикальной части протестного движения — открывают справедливые суды, следом за которыми идут свобода слова, реформа полиции, борьба с коррупцией и избирательные права.

Разумеется, мотивы и обстоятельства, побуждающие людей участвовать в политических акциях или воздерживаться от них, гораздо сложнее и проведенные до сих пор социологические опросы и исследования не дают достаточной ясности на сей счет. В этой связи мы с коллегами — Рубеном Ениколоповым, Алексеем Макарьиным и Марией Петровой, представляющими Лабораторию прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ и Центр изучения интернета и общества РЭШ, просим Вас пройти анкетирование, цель которого — получить более полное представление о том, как воспринимаются происходящие события и что определяет отношение к политическим акциям российских интернет-пользователей.

Опрос займет примерно 10 минут Вашего времени. Он проводится в научных целях; анонимность участия гарантируется. Результаты опроса будут в ближайшее время опубликованы в средствах массовой информации. Для прохождения опроса, пожалуйста, пройдите по ссылке.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+