Финальные слушания по иску благотворительного фонда «Федерация» к актрисе Чулпан Хаматовой прошли на удивление быстро. Чулпан не смогла прийти в Мосгорсуд: на этот день в «Современнике» назначили репетицию перед очередной премьерой. В присутствии главы «Федерации» Владимира Киселева, по словам адвоката фонда, не было необходимости (в кассационных разбирательствах не столь важно личное участие сторон), и он также не явился.
Перед судьей Борисом Гербековым предстали адвокаты истца и ответчика. Судья напомнил суть дела. В октябре прошлого года Тверской районный суд Москвы удовлетворил иск «Федерации», учредители которой посчитали комментарий Хаматовой газете «Коммерсантъ» порочащим репутацию фонда. Актриса, сама соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь», сказала газете «Коммерсантъ»: «Мне удалось найти список <попечителей фонда>, в нем были либо люди, о которых никто ничего не знает, либо просто люди с сомнительной репутацией» («Коммерсантъ» от 9 марта 2011 года). Тверской суд обязал Хаматову опубликовать опровержение и уплатить символический (по желанию истца) 1 рубль компенсации морального ущерба. Чулпан Хаматова подала кассационную жалобу, настаивая, что ее высказывание было не утверждением, а личным мнением. 16 февраля 2012 года жалоба рассматривалась в Мосгорсуде, и после долгих прений судебная коллегия постановила отложить вынесение решения, поскольку в резолюции Тверского суда обнаружилась описка. Когда ее исправили, было назначено новое заседание.
Председательствующий попросил адвокатов не повторяться и сказать, на что они хотят обратить внимание суда. Юлий Тай, представитель Хаматовой, признал, что слово «сомнительный» не носит положительного характера, но использовано в форме суждения. «Какие действия или бездействие со стороны истца побудили высказать сомнение?» — поинтересовался Гербеков. Полное отсутствие сведений об уставе, учредителях и руководящих органах «Федерации», ответил Тай, тогда как среди благотворительных фондов общепринята информационная прозрачность. «Достаточно», — резюмировал судья. Адвокат «Федерации» Константин Козлов подтвердил, что у фонда нет попечительского совета. «Но если будет исполняться решение, то в пользу кого конкретно?» — спросил судья. В этот момент стало казаться, что он принял сторону ответчика. Козлов ответил, что у «Федерации» есть учредители, управляющий и совет как высший коллегиальный орган, но среди них нет людей с сомнительной репутацией. Ни одной фамилии адвокат не назвал. «Иск подавался в защиту интересов фонда «Федерация», — пояснил он. «Спасибо, ясно. Коллегия удаляется на совещание», — объявил судья Гербеков. На все выступления и объяснения ушло менее получаса.
Резолюция была неожиданно категоричной: решение Тверского районного суда оставить в силе, кассационную жалобу — без удовлетворения. Юрий Тай не скрывал разочарования: «Теперь у кого-то есть возможность защищаться от справедливой критики». Мне он рассказал, что в ходе тяжбы смог ознакомиться с уставом «Федерации», но списка учредителей и совета фонда так и не видел. «Решение мы исполним, но при этом обжалуем в высшей инстанции», — добавил Тай. Правда, непонятно, кому и на какой счет перечислять компенсацию. В иске никаких указаний нет. Единственный вариант в таком случае — положить на депозит нотариусу до востребования.
В гардеробе на выходе из Мосгорсуда адвокаты Хаматовой и «Федерации» стояли рядом и говорили по телефонам, не глядя друг на друга. Юлий Тай кому-то взволнованно объяснял случившееся, Константин Козлов спокойно докладывал. Понятное дело: его клиент выиграл.
Но история с прозрачностью «Федерации» не закончилась. Фонд прославился тем, что на первом его благотворительном концерте в декабре 2010 года Владимир Путин спел Blueberry Hills. 30 марта 2012 года «Федерация» проведет очередную акцию с участием иностранных знаменитостей — благотворительный аукцион, на котором будут выставлены гитара Кевина Костнера, кларнет Вуди Аллена, лоты от Ларри Кинга, Томаса Андерса, Хосе Каррераса, Софи Лорен, Хулио Иглесиаса. Лозунг акции: «Звезды в поддержку деятельности России по борьбе с тяжелыми детскими заболеваниями». В списке адресатов благотворительной помощи на сайте «Федерации» первым значится подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Краснодарского края. Вопрос даже не в том, как это связано с больными детьми (вообще уставная цель фонда — «участие в проектах, имеющих большое значение для решения широкого круга социальных проблем»). У патриарха нет подворья в Краснодарском крае, а в станице Приазовской — упомянутого храма. Но в поселке Приазовский в другом районе Кубани находится скит в честь «Спорительницы хлебов», принадлежащий подмосковному Саввино-Сторожевскому монастырю, подчинененному непосредственно патриарху Кириллу. И там же — Свято-Троицкий храм с небольшим подворьем (общежитие, библиотека, воскресная школа). Так куда же пойдут деньги от фонда, декларирующего «эффективность используемых средств» и «адресность и целевой характер инициатив»?