Все, что они могли сделать совместно, уже сделано
Конфликт акционеров ТНК-BP снова перешел в фазу, предвещающую скорый развод. Российская сторона заявляет, что контролировать компанию должен лишь один из акционеров. А BP объявила, что существует интерес в отношении потенциального приобретения ее доли в ТНК-ВР. Причем, по информации источника газеты Financial Times, предложение BP сделала одна из российских госкомпаний. Речь идет о гигантской сумме: в прошлом году половина ТНК-ВР была оценена консорциумом в $32 млрд.
Последнее время партнеры по ТНК-BP ставят перед компанией разные цели, и свести их воедино едва ли возможно. AAR явно хочет диверсифицировать свою деятельность с помощью заграничных активов, и потому ставит перед ТНК-BP задачи международной экспансии. Для BP же СП с AAR, по сути, является на мировых рынках конкурентом. Английская компания хотела бы использовать ТНК-BP исключительно в России. Но задачу освоения российского рынка можно решать и другими способами — через сотрудничество с той же Роснефтью. Зарубежными партнерами Роснефти уже стали Exxon Mobil, Eni и Statoil. Но шанс на вхождение в проект разработки российского шельфа ещё можно использовать, если продать свою долю в ТНК-ВР (или выкупить долю AAR).
В 2003 году правление английской BP и Тюменской нефтяной компании сделали стратегический шаг к объединению, который должен был улучшить инвестиционный климат в России и помочь им успешно развиваться. Это была одна из наиболее крупных сделок в российской нефтегазовой отрасли. Англичане должны были привнести в СП свой опыт и знания, а взамен получить возможности для экспансии на российском рынке. Развитие совместной компании можно назвать очень удачным. ТНК-ВР владеет отличной ресурсной базой в России с учетом, что компания является частной, а не государственной. В прошлом году рост добычи нефти компании составил 1,8% (у ЛУКОЙЛа падение на 5,5%).
Но в 2007 году компания столкнулась с серьезным давлением государства относительно разработки Ковыктинского месторождения, которое оказалось нужно Газпрому для его китайской экспансии. Лицензия на Ковыкту в итоге досталась Газпрому. А в 2008 году на поверхность всплыл конфликт между партнерами в ТНК-ВР. Российские акционеры обвинили англичан в отсутствии развития компании за рубежом. В заявлении AAR пояснялось, что все зарубежные проекты ТНК‑ВР должны развиваться исходя из их эффективности, даже если это входит в конфликт с бизнесом ВP.
BP уступила, и ТНК-ВР купила доли добывающих проектов в Бразилии, Венесуэле, Вьетнаме. Но в 2011 году выяснилось, что наличие СП мешает уже и российскому бизнесу BP: англичане решили заключить стратегическое соглашение с государственной Роснефтью в обход своих российских партнеров, и разгорелся конфликт.
Покупка доли AAR для BP сейчас слишком обременительное дело. Не улеглись ещё до конца страсти после катастрофического разлива в Мексиканском заливе, чтобы можно было решиться на столь крупное приобретение. А при обмене на собственные акции придется отдать крупную долю в акционерном капитале российским олигархам. Оценка половины ТНК-ВР в $32 млрд при текущих ценах составляет четверть капитализации BP.
Поэтому заинтересованность третьей стороны в выкупе доли BP весьма кстати. Скорее всего, в этой роли может выступить государственная или одна из приближенных к российскому правительству нефтегазовых компаний. Возможности для покупки есть у Сургутнефтегаза и (при соответствующей помощи материнского Газпрома) Газпромнефти. На определенных условиях совершить приобретение могла бы и Роснефть. Эта сделка была бы актуальна на фоне разговоров о возможном собирании правительством вместе нефтегазовых активов перед ожидаемой приватизацией. Уже идут слухи о поглощении Роснефтью под предводительством Игоря Сечина Зарубежнефти и возможном последующем слиянии с Сургутнефтегазом.
У AAR есть право, как партнера, первоочередного выкупа доли BP. И консорциум этим правом воспользовался. CEO AAR Стэн Половец объявил, что предложение BP уже было сделано около месяца назад. Вопрос, опять же, в цене. У российских миллиардеров хватит финансовых возможностей, вероятно, только при распределении выплат частями на несколько лет.
Для миноритарных акционеров ТНК-ВР последние новости в любом случае являются положительными. В компании намечается создание конкретной долгосрочной стратегии развития под крылом государства или в руках российских миллиардеров.
Правда, после выхода BP будет нанесен еще один удар по многострадальному инвестиционному климату в России, так как это была единственная зарубежная компания со столь значительными инвестициями. Не так давно из акционерного капитала ЛУКОЙЛа вышла американская нефтегазовая компания ConocoPhillips.