Фридман: контролировать ТНК-BP должен один из акционеров
Контролировать ТНК-BP должен один из акционеров – консорциум AAR или британская BP. Такое мнение в интервью газете «Коммерсантъ» высказал главный управляющий директор ТНК-BP Михаил Фридман (№6 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние – $13,4 млрд), менее чем через месяц планирующий покинуть свой пост.
«ТНК-BP и BP в одном бизнесе, а это значит, что в широком понимании мы все-таки конкуренты. Я так скажу: по большому счету существующая конструкция перестала отвечать интересам каждой из сторон. Или AAR, или BP в конечном итоге должна контролировать компанию. Наши партнеры это явно понимают, но к переговорам абсолютно не готовы и поэтому тянут время. Это их стандартная практика», – отметил бизнесмен.
По мнению Фридмана, помочь разрешить существующие противоречия акционеров ТНК-BP могут переговоры. «Есть самые разные варианты. Например, BP становится миноритарным акционером и постепенно выходит из капитала ТНК-BP. Это процесс не мгновенный, он может быть растянут во времени. Мы и для себя рассматриваем возможность сокращения пакета, если его определенная часть будет конвертирована в акции ВР. Если мы пойдем по этому пути, он может занять пять-семь лет», – предположил совладелец «Альфа-групп».
Отвечая на вопрос, может ли в ТНК-BP появиться третий акционер, он сказал: «Все возможно и реально, мы открыты для предложений». Комментируя версию о том, что третьим партнером может выступить «Роснефть», Фридман заметил: «У них совершенно другие сейчас интересы, да и осадок, как мне кажется, от BP остался. Конкретных предложений нет, это может быть много кому интересно».
Весной 2011 года AAR вел переговоры о выходе из ТНК-BP с BP и «Роснефтью», но «задачи непременно выйти из ТНК-BP у нас никогда не было», заверил предприниматель. «Мы говорили, что менять свою долю на наличные не готовы. Значительная часть акций AAR в ТНК-BP, на наш взгляд, должна была быть конвертирована в акции BP или «Роснефти», потому что из нефтяного бизнеса мы выходить не намерены. Наверное, просто еще не в том возрасте, мы все еще довольно энергичные люди. А главное – способны достигать результата. Зачем нужен кэш? Сидеть на берегу моря или плавать на яхте? Я не осуждаю плавание на яхте, это замечательное занятие, но не для меня», – заключил глава ТНК-BP.
Он назвал «фантастикой» кулуарную версию своего ухода с поста из-за прихода Игоря Сечина в «Роснефть» и вероятности объединения ТНК-BP с госкомпанией. Фридман подтвердил, что отставка явилась отражением процессов, которые начались в январе 2011 года, когда BP заявила о намерении создать стратегический альянс с «Роснефтью»: «это событие послужило толчком для того, чтобы серьезно взглянуть на концепцию наших взаимоотношений».