Директор Департамента имущественных отношений Алексей Уваров озвучил инициативу Минэкономразвития внести поправки в законодательство, согласно которым госкомпании смогут проводить сделки с активами только с разрешения правительства.
С одной стороны, логика правительства понятна: оно хочет установить контроль над крупными сделками и не допустить монополизации тех или иных секторов. Но с другой стороны, почему же не осуществлять этот самый контроль через советы директоров, которые и так находятся под контролем государства? У государства уже есть рычаг, чтобы влиять на эти сделки. Если сделка очень крупная, она одобряется еще и на собрании акционеров, где у государства контрольный пакет: оно может заблокировать или принять любую сделку.
В советах директоров сидят профессиональные поверенные, голосующие по директивам отраслевых ведомств, Минэкономразвития и т. д. И наиболее важные вопросы все равно согласуются на высшем уровне. Почему нельзя просто дать совету директоров соответствующие директивы?
К тому же получается очень странно. С одной стороны, Медведев проводит реформу, чтобы советы директоров были более независимыми и чувствовали ответственность за принятие решений. А с другой стороны, теперь создается механизм, который позволит государству принимать решения в обход советов, избавляя директоров от ответственности.
Если же говорить о желании государства контролировать приобретение долей компаний, работающих в конкурентных секторах экономики, с целью не допустить монополизации секторов, то здесь наблюдается дублирование функций. У государства уже есть соответствующие функции регулятора — для этого существуют антимонопольные органы, которые просто должны работать, отслеживать сделки, вызывающие сомнение, и давать либо не давать на них добро.
Безудержное желание государства все контролировать, отсутствие культуры делегирования принятия решений на более низкий уровень, в нашем случае советам директоров, — все это свидетельства того, что экономика у нас продолжает функционировать в ручном режиме.
Положительных сторон этой инициативы Минэкономразвития я не вижу. Что же касается другой инициативы министерства — обязать поставщиков товаров и услуг, желающих принять участие в госзакупках, раскрывать информацию о наличии среди их руководителей людей, приходящихся близкими родственниками чиновникам и сотрудникам госкомпаний, — то тут, на мой взгляд, все уместно и правильно. Если мы хотим убрать коррупцию из процедуры госзакупок, эту инициативу надо реализовывать. Обходные пути находятся для любого закона, но все же эта мера будет способствовать тому, чтобы процесс госзакупок стал более прозрачным.