Премьер-министр в новой конструкции власти может получить значительно больше полномочий в сфере внешней политики. Об этом Forbes рассказали два высокопоставленных источника — в правительстве и Министерстве иностранных дел.
«Медведев почти наверняка может сохранить представительские функции во внешней политике, выходящие за границы нынешних полномочий премьера», — говорит источник в МИДе. В частности, он может участвовать в саммитах некоторых международных организаций, даже «восьмерки», говорит собеседник.
Это подтверждает правительственный чиновник. По его словам, обсуждается вариант, согласно которому у нового премьера будут новые полномочия в сфере внешней политики, возможно, «на уровне Конституции».
Сейчас по Конституции именно президент осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры. У правительства есть обязанности по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Сейчас эти обязанности реализуются на уровне министерств — МИДа и Министерства обороны. Однако эти министерства подконтрольны не премьер-министру, а президенту напрямую.
Будет ли принято решение о расширении полномочий премьера, можно будет понять довольно скоро. В середине мая — сразу после инаугурации нового президента — в Чикаго пройдет саммит глав государств G8 (там же будет проходить саммит государств — членов НАТО). А в июне в Мехико состоится саммит «двадцатки».
Уже сейчас координация работы в этих организациях по умолчанию переехала из Кремля в правительство.
В середине февраля шерпой (доверенное лицо руководителя страны, которое отвечает за оперативные контакты с коллегами из зарубежных государств и подготовку международных саммитов) был назначен человек из правительства. С 14 февраля эту обязанность исполняет замминистра экономики Станислав Воскресенский. Ранее шерпой почти исключительно работали чиновники Кремля: сейчас помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, до него Андрей Илларионов, Александр Лившиц, помощник президента (в тот период) Игорь Шувалов. Хотя Андрей Шаповальянц, будучи шерпой, возглавлял Межведомственную комиссию по оптимизации гособоронзаказа при правительстве.
Какую должность Воскресенский будет занимать в новой конструкции, пока неизвестно. Сам он эту тему комментировать не стал. Дворкович на вопрос Forbes не ответил.
На саммитах «восьмерку» сейчас представляют именно лидеры стран, в том числе канцлер Германии, премьер-министр Великобритании, президент Франции и т. д. С 1997 года, когда Россия вошла в «группу восьми», на саммиты всегда ездили президенты: Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев. В разные годы шерпой назначались в основном люди, работающие в администрации президента.
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков говорит, что информация о перераспределении полномочий в сфере внешней политики не имеет отношения к действительности и не обсуждается. Этот вопрос регулируется Конституцией, о поправках речи не идет, говорит он. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова комментировать информацию источников не стала.
«Чтобы несколько перераспределить полномочия в части внешней политики между президентом и премьером, изменять Конституцию не надо. Существующие формулировки вполне позволяют это сделать», — уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Это подспудно происходило даже в последнюю четырехлетку. Пока Путин был премьером, он демонстративно не вмешивался в вопросы внешней политики и отмечал, что это ведение президента. Однако пару раз все же не выдержал. Год назад у Путина с Медведевым вышел открытый конфликт именно на международной почве. Тогда Россия воздержалась при голосовании в ООН по вопросу бесполетной зоны над Ливией. Путин заявил, что резолюция «ущербна» и напоминает ему о «средневековом призыве к крестовым походам». А Медведев ответил, что «недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций — типа крестовых походов».
Лукьянов считает, что передача премьеру Медведеву части внешнеполитических функций выглядит очень правдоподобно, поскольку Путин сильно устал от общения с западными лидерами, а те много раз давали понять, что им гораздо комфортнее вести переговоры с Медведевым. Международные клубы — это неформальные организации, поэтому нет уставов, которые требовали бы присутствия первого лица. Кроме того, «восьмерка» утратила былое влияние, все внимание приковано к «двадцатке», в которой участвует Китай, добавляет Лукьянов.
Эта статья продолжает серию публикаций про возможные изменения структуры и кадрового состава правительства РФ после президентских выборов. Начало читайте в материале «Новое правительство: министр в чрезвычайной ситуации».