К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пенсионная беспечность. Что делать с накопительной пенсионной системой?

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Три шага, которые позволят поднять эффективность накопительной системы и в перспективе отказаться от распределительной

(Окончание. Начало  о том, почему накопительная пенсионная система в России не работает,  см. здесь.)

Накопительная система способна стать надежной основой пенсионного обеспечения российских граждан, конечно, при условии серьезных преобразований. У пенсионной проблемы есть три пути решения. Первый — ухудшать положение будущих пенсионеров за счет дополнительных требований (по стажу, возрасту выхода на пенсию и т. д.). Второй — повышать искажающие социальные налоги, загоняя легальный бизнес в тень. Третий, наиболее приемлемый путь — сначала кардинально изменить правила формирования накопительной системы, а затем заменить ею неэффективную распределительную систему. Как это нужно сделать?

При грамотном управлении накопительная система будет эффективно работать при действующем взносе 6% фонда оплаты труда. Это большой сюрприз для многих российских чиновников и экспертов, хронически недооценивающих эффект сложных процентов (Альберт Эйнштейн с иронией называл его «наиболее могущественной силой во Вселенной»). Между тем, расчеты показывают, что при весьма умеренных предположениях о сроках инвестирования и доходности накоплений коэффициент замещения (отношение пенсии к последнему заработку) может достигать 40-50% без дополнительной нагрузки на бюджет! Эти показатели сопоставимы с целевым ориентиром в 40%, заявленным президентом Владимиром Путиным. Однако использование распределительной системы как основного инструмента к 2050 году разгонит ежегодные пенсионные расходы государства до уровня более 15% ВВП.

 

Накопительная система должна приумножать вложенные средства. Не помогать Минфину или госкорпорациям размещать низкодоходные и малоликвидные гособлигации — это лишь бессмысленное перекладывание пенсионных денег из кармана в карман. Система должна накапливать средства, достаточные для достойной старости (пенсия должна быть не менее трети заработка), для чего необходима доходность с учетом инфляции около 8% в реальном выражении в течение 20-30 лет. Чтобы ее обеспечить, необходимо сделать три эффективных шага по настройке пенсионной системы.

Во-первых, необходимо использовать пассивное управление: вложение в индекс глобальных активов, обеспечивающий сравнимую доходность на длинном горизонте. Формула успеха стратегии пассивного управления проста: диверсификация плюс низкие издержки. При инвестировании на большой срок (а это как раз случай пенсионных накоплений) индексы почти наверняка обыграют большинство «активных» управляющих, стремящихся улучить момент для входа на рынок или выхода с него. Важно и то, что активное управление для крупных пенсионных фондов в 15-20 раз дороже пассивного. По данным главы Финансовой ассоциации США, средняя разница между затратами на активное и пассивное управление в перспективе 20 лет приводит к потере 13% активов! Неудивительно, что глобальная пенсионная индустрия уже давно взяла пассивное управление на вооружение. К примеру, закон прямо запрещает Пенсионному фонду госслужащих США инвестировать в «активные» стратегии — разрешены лишь вложения в индексы.

 

Во-вторых, разумно внедрить в управление пенсионными накоплениями принцип жизненного цикла. В рамках этого подхода в портфеле более молодых возрастных когорт должны доминировать активы с большой премией за риск (акции и альтернативные инвестиции), а в портфеле пожилых — менее волатильные инструменты, такие как облигации. К примеру, для когорты со средним возрастом 25 лет доля акций может составлять 80-90%, тогда как для 60-летних такой же процент могут составлять облигации. Российская накопительная пенсионная система только формируется, поэтому доля молодых участников велика. Это означает, что акции и альтернативные инвестиции должны доминировать в портфеле. Метод жизненного цикла позволяет инвестировать с низкими издержками, одновременно должным образом учитывая фактор возраста будущего пенсионера.

В-третьих, дополнить «пенсионный бенчмарк» следует альтернативными вложениями, в том числе и в социальную инфраструктуру. Вопреки мнению многочисленных лоббистов от инфраструктурных монополий, в силу особенностей пенсионной сферы инфраструктурные проекты должны иметь преимущественно социальную направленность: накопления должны идти на больницы и дома престарелых, а не на рельсы или трубы! Это обусловлено тем, что значительная часть потребностей людей преклонного возраста связана именно со сферой здравоохранения. Если обеспечить эффективную работу государственно-частного партнерства в этой области, федеральный бюджет сможет быстро начать экономить средства на капитальное строительство социальной инфраструктуры (государственные инвестиции будут замещаться частными). Потенциальный годовой выигрыш государства сопоставим с дефицитом ПФР (1 трлн рублей), из-за трудностей с финансированием которого и собираются ликвидировать накопительную систему.

Что государство должно предпринять после того, как подобная настройка будет проведена? Далее необходимо сделать накопительную систему основным источником пенсий, постепенно демонтируя распределительную систему и снижая нагрузку на фонд оплаты труда. Полностью завершить это процесс возможно за 40-60 лет. Разумеется, возникнет временная проблема возрастных когорт, не успевших сделать достаточные накопления. Этот дефицит, который возможно довольно точно оценить на будущие периоды, будет закрыт за счет госдолга и трансфертов из Фонда национального благосостояния. Кстати, разумно направлять в ФНБ не только нефтегазовые доходы, но и дивиденды по акциям компаний, находящихся в госсобственности. Если обеспечить эффективное управление активами ФНБ, пакетами акций в государственной собственности и долгом, переходный период можно сократить до 15-20 лет. По имеющимся расчетам, ежегодный трансферт из ФНБ может составлять до 0,25% ВВП без сокращения объема активов под управлением государства. Ключевым условием, которое должно обеспечить успешность реформы, является динамическая сбалансированность: доходность пенсионных накоплений должна быть выше темпа роста ВВП, который, в свою очередь, должен быть больше стоимости заимствований.

 

Еще раз: другие пути решения пенсионного вопроса болезненны и неэффективны. Замена распределительной системы на накопительную сработает. Откладывать реформу и тем более отменять накопительную часть нельзя. Важно не упустить шанс — он еще есть!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+