Как и ожидалось большинством наблюдателей, американская администрация и законодатели отодвинулись от «фискального обрыва», однако не слишком далеко. Результатом недовольны практически все участники политического процесса. Несмотря на голливудские эффекты при принятии (ночные переговоры и голосование в Конгрессе в новогоднюю ночь и днем 1 января), сами соглашения носят временный характер и оставляют поле для активного торга и рыночной нервозности в ближайшие три месяца.
Массового повышения налогов и радикального секвестра бюджета, способных сорвать выход экономики США из рецессии, удалось избежать. Подоходный налог будет повышен только для домохозяйств с доходами свыше $450 000 в год, это верхние 2% налогоплательщиков. Для остальных ставки подоходного налога будут зафиксированы. Меньшими по объему будут и повышения ставок налога на наследство. При этом с 1 января перестает действовать сокращение на 2 п. п. налога на социальное страхование, который платят практически все работающие американцы: достаточно регрессивного (что необходимо для поддержания стабильности местной пенсионной системы). В результате для среднего работника повышение налогов составит около $800 в год.
Теперь у администрации есть три вопроса, которые надо решать одновременно. Во-первых, это повышение предела государственного долга, поскольку согласованная в 2011 году граница была пройдена в конце 2012 года. Во-вторых, это выбор до 27 февраля статей для сокращения расходов (это предусмотрено новогодними компромиссами), иначе начнется автоматический секвестр. В-третьих, временный бюджет, принятый еще в прошлом году, прекратит свое действие 27 марта и без новой бюджетной резолюции функционирование правительственных органов США может быть приостановлено. При этом переговоры совпадают по времени с инаугурацией новой администрации 20 января и утверждением в должности нового министра финансов Джейкоба Лью (бывшего руководителя аппарата Белого дома), что несколько усложняет сам процесс.
Республиканское большинство в Палате представителей находится в сложном положении – новогодний компромисс был протащен через Конгресс с опорой на демократическое меньшинство с привлечением договороспособных республиканских сенаторов и примерно трети республиканской фракции в палате. Повторное сколачивание коалиции двух партий угрожает республиканцам расколом. Но без разумных компромиссов по бюджету существует риск негативных действий со стороны рейтинговых агентств. И это на фоне того, что положение в экономике медленно улучшается, рынок недвижимости ожил, штаты и муниципалитеты исполняют бюджеты достаточно хорошо (крупнейший по населению и размеру экономики штат Калифорния, сумевший преодолеть политические барьеры и повысить налоги, прогнозирует первый за семь лет профицит бюджета) и требуют меньше помощи, ФРС пока готова проводить мягкую монетарную политику.
Наиболее вероятный сценарий на ближайшие три месяца — активный, публичный и ожесточенный торг по всем трем вопросам. По вопросу госдолга, скорее всего, решение будет принято достаточно быстро и без использования экзотических мер (вроде отказа от обязательного утверждения предела госдолга Конгрессом или выпуска специальной платиновой супермонеты в триллион долларов для ее залога в ФРС). Ведь рейтинговые агентства не дремлют, а финансовый сектор достаточно влиятелен, чтобы объяснить риски даже технического дефолта. К тому же Минфин обладает массой возможностей тянуть время.
По вопросу о секвестре бюджета, скорее всего, будут сделаны большие уступки республиканскому большинству — за счет уже исчерпавших себя антикризисных мер и маловажных статей, не имеющих сильных групп поддержки. Священные коровы военных расходов и дотаций фермерам (как прямых, так и через «талоны» на питание для бедных слоев населения) вряд ли тронут. Наиболее острая и важная битва будет идти за бюджет на 2012 финансовый год (точнее, его вторую половину) и за бюджет следующего — 2013 года. Рост расходов на здравоохранение, в том числе и в связи с вступлением в силу с 2014 года основных положений реформы системы медицинского страхования, и пенсионное обеспечение требует изменения структуры бюджета и укрепления доходной части. При этом повышение налоговых ставок для большинства американских налогоплательщиков политически маловероятно. Новый министр финансов — опытнейший специалист по долгосрочному бюджетному планированию, и, скорее всего, долгосрочная бюджетная реформа будет основной на повестке дня ближайшей пары лет.
Движения рынка (ставки по облигациям США остаются низкими, но выросли с середины года почти на 50 б. п. на снижении страхов и благодаря перетоку средств в более рискованные активы) показывают, что инвесторы достаточно позитивно смотрят на американские бюджетные перспективы, а доходности растут от «хорошей жизни», то есть роста спроса на рискованные активы. Разница в доходности облигаций США и наиболее качественных бумаг развивающихся рынков (например, России) близки к минимумам. Отползание крупнейшей экономики мира от «фискального обрыва» улучшило атмосферу на рынке, но в ближайшие месяцы новости из Вашингтона о ходе бюджетных и долговых переговоров будут двигать рынок, как большую часть прошлого года двигали новости из Афин, Брюсселя и Франкфурта.