К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Полмиллиона или жизнь: почему нужно повышать штрафы для водителей?

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Ужесточение санкций не поможет пополнить бюджет, но угроза потерять машину может подействовать на злостных нарушителей

В те незапамятные времена, когда проезд на городском автобусе стоил 5 копеек, был у меня хороший знакомый, который постоянно держал в нагрудном кармане рубашки рубль. Билетов на автобус он никогда не покупал, а если случался контролер, приятель невозмутимо протягивал ему целковый и ехал дальше. Попутчики переглядывались: надо же, не убегает и даже не просит у дяденьки контролера пощады! А дружок взирал на них с превосходством школяра, познавшего азы теории вероятностей. Он опытным путем установил, что контролер появляется несколько реже, чем один раз на 20 поездок. Значит, изредка платить рубль штрафа выгоднее, чем постоянно тратить на билеты по пятачку. Вот если бы сделали штраф 2 рубля, говорил он мне, концепция бы изменилась.

Исходя из такого, с позволения сказать, экономического анализа, можно построить целое ведомство (Росгосштраф), подобно таможне или налоговой инспекции, взимающее с граждан и поставляющее в казну гораздо больше, чем расходуется на его содержание. Минувшим летом все выглядело так, что этот самый Росгосштраф, по крайней мере в Москве, формируется ускоренными темпами. Ситуация в экономике, по оценке премьер-министра Дмитрия Медведева, «предгрозовая», то есть дополнительные миллиарды федеральному бюджету совсем не помешали бы.

С 1 июля в разы выросли некоторые штрафы за нарушение ПДД (например, неправильная парковка и выезд на «выделенку» подорожали в 10 раз, с 300 до 3000 рублей), а уже 10 июля стало известно, что только на рассылку «писем счастья» для водителей-нарушителей Москва планирует израсходовать 820 млн руб. и разослать за второе полугодие в 22 раза больше квитанций, чем за первое. Хотели и существенно увеличить количество следящих за соблюдением ПДД видеокамер и специальных автомобилей. Однако рост собираемости повышенных штрафов обещал перекрыть все расходы с горкой и не повторить ошибок убыточной советской системы взимания штрафов за безбилетный проезд..

 

И вдруг Медведев выступает с заявлением, которое, на первый взгляд, ломает весь прекрасный бизнес-план. «Планируется усилить административную ответственность водителей за превышение скорости, за проезд на красный свет, за выезд на встречную полосу», – заявляет премьер. По его словам, ответственность «будет дифференцированной... Например, для Москвы и Санкт-Петербурга это может быть до 500 тысяч рублей, для других регионов – до 250 тысяч рублей». Это же сумасшедшие деньги, поспешили заявить сразу несколько экспертов, в том числе миллиардер Михаил Прохоров -- собирать которые не представляется возможным. «…В курсе ли [Медведев] размеров средней зарплаты граждан страны?.. -- риторически воскликнул Прохоров --  Что теперь – банки будут давать кредит на 30 лет для выплаты штрафа?!»

Драконовские штрафы за нарушение правил дорожного движения, между тем -- весьма распространенная в мире практика. Встречаются и наказания размером в десятки средних зарплат по стране. Финскому миллионеру Юсси Салоноя, к примеру, полиция однажды выписала штраф аж на €170 тысяч (после апелляции сумма сократилась до €100 тысяч) по нашим меркам за сущую ерунду -- всего-то за езду со скоростью 80 км/ч при разрешенных 40 км/ч. А в Кении с минувшей субботы за езду без правил можно вовсе схлопотать пожизненный срок.

 

Ничего сверхъестественного штрафы размером в сотни тысяч рублей не представляют собой и в России. Сейчас об этом редко вспоминают, но тот же Дмитрий Медведев полтора года назад подписал закон, которым разрешает стократно штрафовать за взятки. И этот закон применяется. Сто не сто, а 40-60 размеров взятки суды назначают совершенно спокойно, и нарушители платят, ведь деваться-то некуда. Казанский гаишник позарился на 15 тысяч рублей  -- это обойдется ему в 600 тысяч. Мэр небольшого кузбасского городка неправедно нажил 440 тысяч, умножаем на 50 -- вернет государству 22 млн руб.

Скажете, взяточники не показательны, потому что располагают более крупными суммами, чем среднестатистический россиянин? Отнюдь. Среднестатистический автомобиль в России, по данным на конец августа, стоит 788 тысяч руб, так что если его продать, то с учетом скидки за подержанность как раз 250-500 тысяч и получится -- аккурат штраф за грубое нарушение ПДД заплатить. Сдается, именно в отъеме автомобиля и заключается смысл полумиллионного штрафа, а не в том, чтобы штраф кратно превысил размер ущерба. Речь ведь не о таких нарушениях, когда считаются материальные потери, а об угрозе здоровью и жизни людей. Зачем подсчитывать какие-то рубли ущерба, если автомобиль под управлением пьяного водителя Максимова -- хуже, чем винтовка в руках «русского Брейвика» Виноградова? Значит, нужно его своевременно отобрать, и все.

Проблем только две. Придется что-то делать с богатыми преступниками, которые легко отдадут и три цены, лишь бы избежать тюрьмы. И с небогатыми, которые постараются договориться с гаишниками за полцены

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+