«Будущее есть, надо потерпеть»: главное из интервью гендиректора «Централ Партнершип»
Чтобы заменить голливудские фильмы, российским кинематографистам нужно производить в 2,5 раза больше контента, рассказал в интервью Forbes Talk Вадим Верещашин, генеральный директор одного из крупнейших дистрибьюторов «Централ Партнершип». После начала «спецоперации»* России на Украине ведущие мировые киностудии приняли решение уйти с отечественного рынка. В результате сейчас в кинотеатрах идут старые отреставрированные фильмы и сериалы с онлайн-платформ, звучат прогнозы о закрытии половины площадок. О том, что российский кинопрокат может предложить сейчас зрителю -- в интервью Вадима Верещагина
«Надеюсь, что без Голливуда можно прожить»
«Ситуация тяжелая безусловно. Когда в прошлом году кинотеатры так или иначе выстраивали свои планы на этот год, выстраивали свои бюджеты, они естественно рассчитывали на то что голливудское кино будет, и голливудское кино было заранее заявлено. Все знали, когда конкретно какой фильм будет выходить, где он будет пересекаться с тем или иным другим фильмом. И естественно их отсутствие — это очень серьезный удар по кинотеатральному сообществу.
Можно ли прожить без Голливуда? Надеюсь, что можно. Мы пока не знаем, прошло всего три месяца в данной ситуации и пока не запущены полностью те механизмы, так называемое импортозамещение, при помощи которых можно было бы заместить голливудский контент. И несмотря на то, что в принципе было создано большое количество российских фильмов, их подготовить моментально к выпуску невозможно. В эти фильмы же были вложены большие деньги, и для того чтобы выпустить подобный фильм в кинопрокате, необходимо провести масштабную рекламную кампанию. Мы уже успели выпустить несколько крупных российских картин на экраны, они сработали лучше, чем мы ожидали. Это говорит о том, что зритель в кинотеатрах есть и он хочет смотреть большое качественное зрительское кино, главное ему просто об этом сообщить».
«Нужно производить в 2,5 раза больше»
«Отсутствие Голливуда будет российским фильмам только помогать — меньше конкуренции, более длинный прокат. Если взять пример мультфильма «Финник», который мы выпустили в конце марта, он четыре недели был номером один в кинопрокате, на него приходила стабильная семейная аудитория. Мы понимаем: будущее есть, сейчас просто вынужденно придется потерпеть, затянуть пояса, очень плотно затянуть.
Сейчас у российского кинопроизводства есть шикарный шанс сделать принципиальный скачок вверх, а для этого нужно производить в 2,5 раза больше фильмов, чем их производится сейчас. У нас должно быть не 1-2 «Холопа» в год, а 3-4. Безусловно, денег у кинопроизводителя недостаточно для этого, и мы здесь очень рассчитываем на то, что государство тем или иным способом нас поддержит. Без государства, к сожалению, мы пока не в состоянии производить большие картины, потому что они всегда связаны с рисками — этих денег просто так в коммерческой индустрии нет. Но за счет этого мы можем сделать массированный качественный скачок.
Аудитория хочет голливудский контент — так надо его просто предоставить, и мы умеем это делать. Мы классно умеем делать драмы, мы умеем делать комедии, и сборы это показывают. И нам надо просто продолжать это делать. Есть много примеров фильмов, которые готовятся к выходу на следующий год, в которых мы так или иначе участвуем. Это в том числе и фильм «Вызов», первый фильм, снятый в космосе. Вот там американский кинематограф отдохнет. Те кадры, которые мы видели — американцы так не снимут уже никогда. Это планка на которую больше никто не способен».
Об уходе западных киностудий
«Мы со студиями не разрывали отношений, у нас действующий контракт. Paramount [,к примеру,] временно не предоставляет свои фильмы на российский рынок и, насколько мне известно, это решение не совсем студийное, решение на несколько голов выше. В студии не по своей доброй воле вдруг резко отказались поставлять контент в Россию, их об этом точно попросили — кто, не знаю, но это не их решение, студии привыкли зарабатывать.
Бизнес, Голливуд, он так или иначе проинвестировал огромные средства в этот рынок, и просто так с него уходить? Нелогично. Причем студии могут кричать о том, что Россия — это всего 2% в их общих сборах. В общих сборах, может быть, а вот с точки зрения доходов, которые они получали на российском рынке, это намного больше чем 2%, потому что российский рынок — один из трех, может четырех в мире, где можно на прокате зарабатывать, можно окупать рекламный бюджет. В большинстве стран, в Европе, фильмы в прокат выходят исключительно для того, чтобы дальше более успешно продаваться на телевидении и на онлайн-платформы в интернете.
Я общался и со студией Paramount, общался с Lionsgate — они очень хотят вернуться в Россию, они понимают, что сейчас сезон блокбастеров. Вот вышел фильм «Top Gun: Maverick», это самый кассовый фильм Тома Круза за всю его долгую карьеру. Мне кажется что в России он мог бы сейчас собрать 1,5 млрд рублей. Это огромное упущение для студий».
О кризисе кинотеатров
«Я с кинотеатральным прокатом связан вплотную на протяжении 20 лет. За это время кинотеатры хоронили уже очень много раз. За время пандемии закрылось, по-моему, два или три кинотеатра — мы сейчас говорим о полном закрытии кинотеатра как площадки. Сейчас все оптимизируют свои расходы, потому что выпала львиная доля доходов, закрывают некоторые залы. 15-зальному кинотеатру не нужно столько, можно обойтись и семью. Контента нет, чтобы их заполнить. Это, безусловно, позволяет кинотеатру оптимизировать расходы и на персонал, и на уборку, и на коммунальные услуги и так далее.
На текущий момент, несмотря на то, что мы слышим, что кинотеатры закрываются, что все плохо, по стране закрылось полностью не больше сорока. Какие-то кинотеатры временно приостановили свою деятельность, пока не появится больше контента, каждый решает по-своему.
Кинотеатральный показ — это самый доступный способ получения коллективных эмоций, и это никуда не денется, сколько бы кинопрокат не пытались хоронить. Сначала его хоронили когда появился DVD-носитель, потом когда начал развиваться формат video on demand, vod, его полностью похоронили в 2020-м году. Если пандемия нас не добила, то я думаю с этим как-то справимся».
Также в интервью: о травле артистов, актерских стоп-листах и прогнозах по восстановлению проката. Полную версию смотрите на канале Forbes в YouTube.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.