Короли российской недвижимости — 2021. Рейтинг Forbes
Forbes публикует новый рейтинг крупнейших рантье России. Доходы участников рейтинга упали на 24%. Хуже всего пришлось владельцам гостиниц и торговых центров
Арендный доход лидеров рейтинга рантье Forbes никогда еще не падал так драматично. В 2019 году владельцы коммерческой недвижимости собрали со своих арендаторов совокупно $7,7 млрд, в 2020-м — $5,8 млрд. Минус 24%. Это и понятно: несколько месяцев в стране не работали торговые центры, заполняемость гостиниц достигла минимального уровня 10%, а удаленная работа подстегнула рынок субаренды и заставила поволноваться владельцев бизнес-центров. Лучше всего себя чувствовали склады: рост онлайн-бизнеса только подстегнул интерес к этим объектам.
Герой нашего номера миллиардер Александр Светаков начал продавать коммерческую недвижимость гораздо раньше, в 2018 году. Теперь понятно, что квадратные метры, казавшиеся надежным активом со стабильным доходом, вовсе им не являются. Один из участников рейтинга уверяет, что его бизнес не пострадал, потому что потери, связанные с предоставлением скидок арендаторам, компенсировались ростом стоимости криптовалюты: «А еще мы майним биткоины».
«Некоторые ТЦ, преимущественно «выходного дня», сильнее почувствовали падение трафика и оборотов, районные показали себя более стабильными, — рассказывает старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Анна Манькова. — Особенно сильное падение было там, где преобладает развлекательное направление».
Заметно ухудшилась жизнь стрит-ретейла. «В Москве больше всего пострадали пешеходные и транспортно-пешеходные улицы, на которых был сосредоточен туристический и бизнес-трафик, а профиль арендаторов был преимущественно представлен предприятиями общепита и магазинами непродовольственных товаров (одежда, обувь и прочее), — рассказывает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. — Среди основных пешеходных улиц столицы больше всего доля свободных площадей возросла в Камергерском переулке и на Арбате».
«Сильно досталось общепиту, причем не только классическому уличному в центре Москвы, но и формату кафе и ресторанов в рамках сопутствующей инфраструктуры в бизнес-центрах, гостиницах и прочее», — добавляет директор департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина.
Владельцы офисов чувствовали себя чуть более уверенно. «Резче отреагировал сегмент класса В+/В-, там, где площади сданы небольшим арендаторам и сроки договоров достаточно короткие. В классе А решения традиционно принимаются медленнее, а сроки договоров более длинные, поэтому арендаторы и арендодатели еще в течение 2021 года будут договариваться о новых условиях и о сокращении площадей в тех случаях, где это необходимо», — говорит руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев. Некоторые даже повышали ставки. «Уровень средневзвешенных запрашиваемых ставок аренды продемонстрировал небольшой рост, прежде всего за счет динамичного начала года, высвобождения более дорогих офисных площадей с начала пандемии, — говорит руководитель направления бизнес-аналитики CBRE Клавдия Чистова. — Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды в классе А Прайм на конец года составит 45 000–46 000 рублей за 1 кв. м в год, это на 7% выше значения на конец 2019 года».
И все же этот год владельцы коммерческой недвижимости прошли лучше, чем можно было ожидать. Помогли банки. «Между банками растет конкуренция за заемщиков, прежде всего за крупных жилых застройщиков, и масштабные, успешные коммерческие проекты, — рассуждает управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков. — Кроме того, снижается ключевая ставка, банки реструктуризируют кредиты, предоставляя каникулы и отсрочки, чтобы имеющегося денежного потока заемщика хватало по крайней мере на обслуживание процентов по кредиту. Это позволило рантье и собственникам, объекты которых сейчас не приносят нужного дохода, получить льготный период по обслуживанию долга и реструктуризацию на приемлемых для них условиях».
Как мы считали
Учитывая, что пандемия внесла свои коррективы, в этом году мы предложили ведущим компаниям рынка недвижимости проанализировать списки объектов, принадлежащих нашим рантье, и дать оценки арендного дохода. Компании ILM, «Тринфико», Cushman & Wakefield, Colliers International, CBRE, Knight Frank, JLL, PWC и Российский союз торговых центров помогали нам в работе над рейтингом. Кроме того, мы пользовались данными самих компаний-участниц, а также открытыми источниками и базой «СПАРК-Интерфакс». В рейтинге указан арендный доход от коммерческой недвижимости, принадлежащей компаниям. Площади, которые используются для нужд самих компаний, не учитываются.