Мировые лидеры бизнеса организовали три движения, призывающих предпринимателей вкладывать средства в решение стоящих перед планетой проблем: через участие в благотворительности при жизни, передачу средств на благотворительные цели после ухода в мир иной и социальное предпринимательство.
1. В рамках Всемирного экономического форума в Давосе в 2020 году прозвучал призыв ко всем 2150 миллиардерам планеты ежегодно жертвовать не менее 5% своего состояния. Совокупное состояние этих миллиардеров — $10 трлн. Ежегодные пятипроцентные пожертвования позволили бы сразу положить конец голоду в мире (по оценке организации GlobalGiving, это стоило бы от $7 млрд до $265 млрд в год). Это движение Give While You Live («Поделись при жизни»).
2. Десять лет назад Мелинда и Билл Гейтс и Уоррен Баффет публично взяли на себя обязательство отдать практически все свое состояние на благотворительные цели и призвали других миллиардеров последовать их примеру. Хотя теоретически эта инициатива предполагает участие в благотворительности как при жизни, так и через завещание, на практике 212 ее участников в основном ограничиваются обещаниями пожертвовать в будущем, вместо того чтобы вносить средства сейчас. При этом богатство первоначальных участников не уменьшилось, а почти удвоилось — с $376 млрд в 2010 году до $734 млрд в 2020-м. Это движение The Giving Pledge («Клятва дарения»).
3. Социальное предпринимательство означает инвестиции с целью оказать положительное социальное или экологическое воздействие в дополнение к получению прибыли. По оценкам The Global Impact Investing Network (GIIN), в совокупности в социальное предпринимательство вложено $715 млрд. GIIN опубликовала «План действий будущего социального предпринимательства» (Roadmap for the Future of Impact Investing), призвав имеющих средства увеличить вложения в решение стоящих перед планетой проблем. Это движение Impact Investing.
Инициативы социального предпринимательства, благотворительности и даже «Клятвы дарения» нередко конкурируют друг с другом за внимание потенциальных спонсоров, опираясь на разную терминологию, приоритеты, рейтинги, методики подсчета и специализированные организации.
Все три движения служат тому, чтобы стимулировать вклады в решение проблем планеты. И все же, согласно докладу Billionaires Insights за 2019 год, подготовленному PwC и UBS, миллиардеры опережают рынки в силу «миллиардерского эффекта» и продолжают богатеть. Чтобы резко повысить их вклад в добрые дела, мало их призывать. Нужен инструмент, который оценивал бы и поощрял этот вклад значимым для них образом.
Для этого мы предложили новую концепцию — «Валюта достояния», или «Валюта добра», то есть долларовый инструмент, цель которого — поощрить и повысить участие бизнесменов в социальном предпринимательстве и благотворительности. «Валюта добра» измеряет «на входе» размер вклада в добрые дела, будь то в форме социального предпринимательства, благотворительности или обещанных пожертвований. В рейтинге Forbes самых богатых бизнесменов сумма «Валюты добра» в долларах (в конечном счете вместе с «Коэффициентом добра», отражающим процент состояния, вложенного в «Валюту добра») должна сопровождать сумму «состояния». Результат — картина, максимально наглядная для бизнесменов и всех остальных.
Американский Forbes уже начал «сортировать» вклады миллиардеров в решение всемирных проблем двумя способами. Impact 50 Forbes содержит три списка социальных предпринимателей (без рейтинга) по категориям: «Окружающая среда», «Равенство и здравоохранение» и «Диверсифицированные». «Благотворительный балл» (Philanthropy Score) Forbes, составленный в координации с движением Global Citizen, по пятибалльной шкале оценивает долю богатства, отданного на благотворительные цели.
«Валюта добра» развивает эту тему дальше. Как учитывающий все формы и классы активов глобальный рейтинг миллиардеров Forbes лучше всего отражает чистую стоимость состояния, так и рейтинг с единым стандартом измерения всех видов вложений в добрые дела лучше всего отразит чистую стоимость благодеяния.
Движения «Поделись при жизни», «Клятва дарения» и социальное предпринимательство преследуют одну цель — спасение планеты, но при этом призывают богатых чуть ли не к противоречивым действиям. Миллиардеру ни к чему, как в сказке, стоять на перепутье трех дорог без возможности взвесить за и против в сомнениях, куда именно идти и идти ли вообще. «Валюта добра» разблокирует синергию между тремя движениями, продемонстрировав, что важен любой вклад в доброе дело и что три дороги представляют собой один верный путь.
Важнейшая из функций денег — способность сравнивать стоимость разнородных объектов. Это и обеспечит «Валюта добра» через методологию рейтинга — путем сопоставления направляемых на благо средств с иными, взвешивания вкладов в форме активов разных классов, установления коэффициентов пересчета для сравнения благотворительности при жизни, путем завещания и социального предпринимательства. Методика обеспечит признание вкладов в любой форме, наглядно демонстрируя, почему та или иная форма более эффективна.
Валюта достояния: зачем Forbes новые рейтинги в сфере импакт-инвестиций
В анкете по «Валюте добра», распространяемой российским Forbes среди бизнесменов в рамках пилотного рейтинга, запрашивается информация по этим трем категориям, чтобы определить сумму «Валюты добра» в долларах в соответствии с разрабатываемой методикой.
Последствия применения одной системы измерения к разным формам вложений в социальные и экологические проекты могут выйти далеко за рамки пилотного рейтинга Forbes на основе «Валюты добра».
Во-первых, внедрение «Валюты добра» создаст возможность избавиться от зачастую искусственной необходимости классифицировать взносы как «социальное предпринимательство» или «благотворительность». Такое разграничение иногда бывает важным. Например, по данным GIIN Annual Survey за 2020 год, 67% инвесторов в социальное предпринимательство стремятся к рыночной доходности и, очевидно, предпочитают разделять социальное предпринимательство и благотворительность.
Однако для трети участников социального предпринимательства грань между инвестициями и благотворительностью уже размыта. По данным ежегодного исследования GIIN, 33% всех «импакт-инвесторов» находятся в другом лагере: 18% согласны на доходность ниже рыночной, а 15% и вовсе могут обойтись без финансовой выгоды. Кроме того, существуют участники венчурной благотворительности, а также предприниматели, которых вполне устраивает только социально-экологическая отдача, но которые не отказались бы и от финансовых доходов! В сфере организаций развития это называется смешанным финансированием (concessional or blended finance), которое, по сути, является грантом или предоставляется не на коммерческих условиях. Например, Международная ассоциация развития выдает беднейшим заемщикам долгосрочные беспроцентные кредиты, в то время как Международный банк реконструкции и развития рассчитывает на коммерческую доходность.
Во-вторых, в результате более широкого подхода к социальному предпринимательству могут разрастись «смешанные» правовые и налоговые режимы, которые подтолкнут состоятельных участников частного сектора к принятию недопустимых в обычных условиях инвестиционных рисков за пределами стандартов венчурного финансирования и традиционных горизонтов инвестирования, которые тем не менее позволяют достичь более социально значимых результатов. Так могут быть открыты новые секторы или сделаны долгосрочные вложения в потенциально социально-преобразующие технологии без отказа от надежды на финансовый доход в случае инвестиционного чуда.
Forbes начинает исследования и готовит рейтинги в сфере импакт-инвестиций
Более того, «Валюта добра» несет в себе потенциал для решения одной из главных проблем инициативы The Giving Pledge: несмотря на личный пример учредителей инициативы, жертвующих при жизни, ее участники в основном обещают деньги в будущем, а не вносят их сейчас. Посредством «коэффициента пересчета» между деньгами, обещанными и внесенными сегодня (путем дисконтов с учетом ожидаемой продолжительности жизни, неопределенности выполнения обещания вклада и т. п.), «Валюта добра» может простимулировать подписантов The Giving Pledge вносить средства скорее, продемонстрировав в математических терминах разницу между вкладом «пока жив» и «когда уже умер».
«Валюта добра» может также расширить словарный запас для обсуждения взносов в добрые дела. Наряду с «Валютой добра» (Impact Currency) и «Коэффициентом добра» (Impact Ratio) «Социальные вложения» (Impact Funding) также могут стать общим термином для обозначения социального предпринимательства, благотворительности, сочетания этих форм, а также обязательств по их предоставлению. В этом случае тех, кто вкладывает в социальные и экологические проекты в любой форме, можно называть «социальными спонсорами» (Impact Sponsors). Новый общий язык позволил бы повысить общую осведомленность о необходимости «социальных вложений».
«Валюта добра» будет измерять вклады в добрые дела в любых материальных формах. Будем надеяться, что со временем именно эта цифра в долларах окажется наиболее значимой для измерения настоящего богатства.