К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Экспорту — новые рынки

Экспорту — новые рынки

Проведение сделки с иностранным контрагентом — ювелирная работа. О нюансах взаимодействия российских компаний с зарубежными партнерами и о новых рынках для экспортеров рассказывает заместитель руководителя корпоративного блока Промсвязьбанка Александр Мещеряков.

— Александр, 2015 год прошел под знаком санкций западных стран. В начале 2016 года рейтинговые агентства S&P и Fitch снизили страновые рейтинги, а Moody’s недавно отозвало рейтинги по национальной шкале в России. Как это отразится на российских банках и компаниях?

— Понижение или отзыв рейтингов по национальной шкале не отразился на российских компаниях. Им важен долгосрочный рейтинг в иностранной валюте, на который в первую очередь смотрят зарубежные контрагенты. Частные банки тоже не пострадали от изменений — они и не претендовали на инвестиционный рейтинг из-за специфической методики западных агентств. Изменения рейтингов затрагивают не только российские компании и банки, но и европейские финансовые организации. Мы заметили это по сделкам. Еще недавно американские поставщики легко принимали гарантии европейских банков. После понижения рейтингов американские контрагенты готовы брать  гарантии небольших американских банков, но часто не готовы сотрудничать даже с крупным европейским гарантом.

— С какими странами сложнее работать?

— Промсвязьбанк поддерживает отношения с сотней зарубежных партнеров и увеличивает их количество, в том числе и в развивающихся странах. После кризиса 2008 года у торгового финансирования появилась своя специфика: многие контрагенты идут на сделки только с участием своих клиентов. Поэтому у нас так много банков-партнеров, хотя 80% сделок мы проводим через 15 банков. Из-за санкций и продовольственного запрета доля товарооборота России с традиционным партнером — Европой — падает, и мы сейчас интенсивно развиваем отношения с банками других регионов. Так, в 2015 году мы расширили формат сотрудничества с китайскими банками, запустили фондирование сделок там, где невозможно использовать аккредитивы. Начали работать с финансовыми институтами Тайваня и Сингапура. Доля сделок, которые Промсвязьбанк финансировал через банки из стран азиатского региона, выросла с 15% до 31%.

— С кем из развивающихся стран ведете переговоры?

— Чили, Бразилия, Бангладеш, Вьетнам и не только. Мы выстраиваем партнерские отношения с финансовыми институтами на тех рынках, куда выходят наши клиенты.

— Как изменилась доля сделок по экспорту за прошедший год?

— Доля экспортных сделок увеличилась более чем на 10%, до 27%.

— С чем вы связываете такой рост?

Ситуация для экспорта благоприятная. Российские компании-экспортеры несут рублевые издержки, а реализуют товары за доллары. Предприятия получают дополнительную выгоду. Плюс механизмы господдержки стимулируют рост. Машиностроительный сектор, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, химическая отрасль — производители шин, удобрений и т.п. — уверенно себя чувствуют игроки с максимально высокой долей себестоимости, произведенной в России, и минимумом импортных комплектующих.

— Изменилась ли методика работы банков с импортерами?

— Ранее в портфеле преобладали клиенты, ориентированные на конечный потребительский спрос: автодилеры, импортеры компьютерной техники, электроники, бытовой техники. Из-за резкого падения рубля снизились спрос на продукцию со стороны клиентов и потребности импортеров в оборотных средствах. Конечно, и банки стали более осторожны в работе с импортерами — клиентам из группы риска были закрыты или пересмотрены лимиты, увеличено обеспечение. Промсвязьбанк изменил структуру клиентской базы. Сейчас мы делаем акцент на работе с индустриальными клиентами, которые закупают иностранное оборудование для модернизации производственной цепочки. В целом экономика остается сильно зависимой от импорта, причем не только оборудования, но и комплектующих, некоторых видов сырья. Дальнейшее снижение импорта если и будет происходить, то достаточно медленно.

— Такая ситуация сохранится в ближайшей перспективе?

— Эпоха высоких цен на нефть и другое сырье, на мой взгляд, прошла. Сегодня будущее за производителями товаров со средней и, где возможно, высокой добавленной стоимостью за счет относительно дешевых материалов и местной рабочей силы. ПСБ сотрудничает с такими компаниями. Мы доработали для них продуктовую линейку и готовы предложить различные инструменты поддержки экспорта, в том числе с привлечением экспортных страховых агентств, гарантии (от тендерных до сервисных), рублевые аккредитивы и факторинг. В условиях возросших экономических рисков наши клиенты расширяют спектр используемых финансовых инструментов не только для финансирования, но и в первую очередь для управления рисками.

— С Ирана недавно сняли санкции. Готовы ли вы работать в этой стране?

— Мы внимательно смотрим на этот рынок. Санкции еще до конца не сняты, но уже появились возможности для работы. И этот рынок интересен нашим клиентам. Переговоров, идей и контрактов немало, но многое зависит от самого Ирана, который долго был под санкциями и сейчас занял выжидательную позицию: проекты идут довольно медленно.

— Александр, насколько российский бизнес сейчас конкурентноспособен на  мировых рынках? Выдерживаем ли мы конкуренцию производителей из других стран?

— Наши производители за счет девальвации получили определенное преимущество в ценовой конкуренции, у многих есть шанс занять ниши на мировом рынке. Но бизнесу постоянно приходится доказывать свою конкурентоспособность, подтверждать качество продукции, работать на условиях зарубежного партнера.

— Иностранные компании всегда работают со своими поставщиками на условиях отсрочки платежа?

По-разному. Обычно для сырьевых товаров действует правило — оплата по отгрузке. На технологичные товары может требоваться отсрочка. Наш клиент поставляет высокотехнологичную продукцию в несколько стран Юго-Восточной Азии. Отсрочка по этим поставкам доходит до 120 дней, и мы эту отсрочку финансируем. Банк может финансировать как российского поставщика под отсрочку зарубежному покупателю, так и иностранного покупателя российской продукции. Мы поддерживаем клиентов при выходах на новые рынки — для финансирования и закрытия рисков неисполнения обязательств с обеих сторон есть целый комплекс банковских продуктов, таких как аккредитивы, гарантии, экспортный факторинг. Есть сделки по новым для наших клиентов странам, где мы с нуля выстраиваем систему расчетов для защиты их интересов.

— Какие перспективы у международного бизнеса российских компаний?

Рынок импорта сохранится на уровне прошлого года. Продолжатся поставки из Юго-Восточной Азии, где сосредоточена инфраструктура производства определенных потребительских товаров. Из этого региона появляется все больше предложений по оборудованию, которое раньше производилось только в развитых странах. Думаю, что к концу этого года–началу следующего мы увидим рост спроса со стороны клиентов именно на инвестиционные товары. У экспортеров уже сейчас есть отличные возможности для развития и выходов на новые рынки. При этом мировая экономика испытывает определенные сложности, и не мы одни из развивающихся рынков испытали девальвацию национальной валюты. Так что конкуренция остается, и она будет жесткой.

ПАО «Промсвязьбанк», генеральная лицензия ЦБ № 3251 от 17.12.2014г.

Читайте также интервью с Александром Мещеряковым: Экспортёры идут на восток

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+