К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экспортеры идут на восток

Экспортеры идут на восток
Российский бизнес меняет географию

В условиях нестабильности российской экономики и падения цен на нефть поставщики сырья оказались в проигрыше, в то время как у несырьевых экспортеров появился шанс занять более прочное положение на мировом рынке. Каким отраслям кризис «на руку», меняется ли география бизнеса российских поставщиков и есть ли шанс у российского производства, рассказывает Александр Мещеряков, заместитель руководителя корпоративного блока Промсвязьбанка.

- Александр, можете ли Вы отметить отрасли, которые активнее стали использовать финансовые инструменты для выхода на новые рынки сбыта? Как чувствуют себя машиностроители?

- Безусловно, импортозамещение стало мощным импульсом к развитию пищевых производств. Так, от введения эмбарго выиграли производители мяса, рыбы и молочных продуктов, которые ранее активно ввозились из Европы. Также уверенно себя чувствуют некоторые сырьевые поставщики– к примеру, в большом плюсе оказались производители удобрений. В секторе машиностроения сложилась неоднозначная ситуация. Значительный рост и увеличение рентабельности наметилось в экспорте, так как производители используют местные сырье, энергию, перевозки, рабочую силу, а продают товары за доллары дальнему зарубежью – таким образом, их маржа заметно выросла. В то же время общее оживление отрасли практически не коснулось отечественных автомобилестроителей.

- На банковском рынке санкции ударили по банкам с государственным участием, их бизнес в сфере международного финансирования сильно сократился. Сколько у вас сейчас иностранных банков-партнеров, в которых у банка открыт лимит?

- Мы поддерживаем отношения примерно со 100 банками. Другое дело, что количество активных банков, где мы регулярно выбираем лимиты, за последний год сократилось. Есть банки, которые из-за возросших рисков подняли цену финансирования, по ним мы со своей стороны сократили объемы выборок. Некоторые банки сократили лимиты из-за снижений рейтинга России, однако большая часть наших партнеров на рынке остались, мы с ними работаем.

Наш бизнес в чем-то даже выиграл от введения санкций. Мы чувствуем спрос на финансовые услуги со стороны крупных компаний, которые ранее обслуживались только в государственных или иностранных банках. Рынок импортного финансирования «просел», но при этом значительно вырос спрос на услуги экспортного финансирования. Для компаний-экспортеров появились новые возможности развития, в частности, значительное ценовое преимущество, перспективы для заключения новых контрактов.

- Можно ли сейчас уже сравнивать цены отечественных производителей с китайскими?

- Зависит, конечно, от отрасли. Но в целом, в части ценовой конкуренции наши производители за счет девальвации действительно получили определенное преимущество перед товарами с маркой «Made in China». Благодаря этому у нас появляется шанс занять на мировом рынке свою нишу. Конечно, я не говорю о продажах российской продукции в США и Европе, там рынки очень плотно заняты местными игроками, но бизнес в СНГ, Азии, Латинской Америке, Ближнем Востоке и Северной Африке довольно успешен.

- Александр, многие российские компании начали уделять восточному направлению больше внимания, однако на количество сделок это пока повлияло несущественно. В чем сложности выхода на этот рынок?

- Новым игрокам, желающим зайти в Китай, бывает сложно привыкнуть к его бизнес-традициям. Развитие бизнеса, взаимодействие с местными банками отнимает гораздо больше времени, чем в Европе. Ключевое отличие, на мой взгляд, в восточном менталитете. У нас скорее европейский или американский подход к бизнесу, мы смотрим на него в разрезе сделок. Например, есть определенный проект: если риски устраивают, партнер устраивает, цена устраивает, то мы заключаем сделку. Все вопросы решаются быстро. На востоке философия другая. Дело начинается с некого стратегического плана на следующие 20–30, а то и 60 лет (это полный цикл из 5 цветных стихий по 12 лет в каждой) . Потом азиатский партнер пытается понять, вписываешься ли ты в его рамки и ожидания на этот долгий период. Правильно ли начинать с тобой работать сейчас, или стоит выждать еще лет 5 или больше. Если да, то тебя начинают пристальнее изучать. Саму сделку приходится ждать очень долго.

- Могут ли наши экспортеры теоретически конкурировать с Китаем?

- Традиционно Китай был потребителем российских сырьевых товаров, весь экспорт в этом направлении в основном состоял из нефти, газа, угля,  руды и металлов. В случае с потребительскими товарами Китай практически ни в чем не нуждается и способен произвести все необходимое самостоятельно, да еще и нам поставить. И конкурировать в этом отношении по цене с ними бесперспективно, даже при очень низком курсе рубля. При этом для российских нишевых продуктов – пиво, мед, шоколад – место найдется всегда и почти в любой стране. Но для Поднебесной это будет экзотика в виде одного-двух мест на полках местных супермаркетов, в больших объемах поставлять туда будет невероятно тяжело. Если говорить о продукции машиностроения на развивающихся рынках, то здесь наши позиции выглядят неплохо и конкурировать с Китаем мы вполне способны, в том числе и на близких к Китаю рынках азиатских стран.

- Санкционные страны интересны российскому бизнесу?

- Например, в последнее время сильно возрос интерес к Ирану, его потенциал для экспорта огромен. Однако из-за санкций бизнес-активность там на нуле, несмотря на большую заинтересованность импортеров и экспортеров. Когда санкции по Ирану будут отменены, эта страна может стать новым Клондайком и российским компаниям и банкам очень важно не упустить этот момент.

- При выходе на внешние рынки российский бизнес неизбежно сталкивается с рядом барьеров. Банк как финансовый партнер может минимизировать риски клиента?

- Фактически мы можем поддержать все стороны экспортных сделок. Например, профинансировать зарубежного покупателя, который приобретает продукцию у российского экспортера, или российского поставщика, под ту отсрочку, которую он дает зарубежному покупателю. Можем предоставить оборотное финансирование под экспортный контракт для российских компаний. Мы подтверждаем экспортные аккредитивы в пользу российских клиентов и делаем экспортный факторинг. Есть удобные продукты в области импортного финансирования. В первую очередь, это все инструменты, которые обеспечивают клиенту исполнение обязательств перед зарубежными поставщиками, а также инструменты долгосрочного финансирования для покупки оборудования через зарубежные экспортные агентства.

- Есть ли шанс развития в России несырьевого производства?

- Из-за макроэкономических рисков готовность бизнеса заниматься размещением новых производств в России достаточно низкая. Бизнес слишком сильно зависит от курса рубля, который в последние годы был сильно переоценен из-за высоких цен на нефть. Хотя размещать производство в России сейчас экономически выгодно – есть практически все необходимые ресурсы, квалифицированная и недорогая рабочая сила, неплохая транспортная инфраструктура и большой внутренний рынок сбыта. И именно сейчас, после ценового падения на сырьевых рынках, правильный момент, чтобы делать инвестиции с перспективой на избавление от «нефтяной зависимости». Для бизнеса очень важны гарантии государства в том, что заявленный курс на импортозамещение и поддержку отечественного производителя будет соблюдаться независимо от того, что будет дальше с ценами на нефть.

ПАО «Промсвязьбанк», Генеральная лицензия Банка России № 3251.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+