К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Улыбка — это внутренняя мотивация справиться с новой работой


Алексей Михайлов. Позиция на дату проведения интервью: Директор филиала Москва, ForexClub

— Расскажите о вашем  карьерном пути. Сколько компаний сменили, где учились, к чему стремились и исполнились ли эти мечты?

— Я из Уфы, учился в Уфимском государственном нефтяном техническом университете. Мне повезло: одним из первых основных мест моей работы после института была компания федерального уровня — ТД «Тракт»: мы занимались поставками оборудования, инструментов и средств спецзащиты организациям. Я пришел простым сотрудником — консультантом в офис. Профессиональная карьера началась именно там: я стал старшим менеджером, потом начальником отдела продаж, затем заместителем директора.

Вскоре я посчитал, что нужно развиваться: хотелось принятия собственных решений и реализации проектов. Я ушел в китайскую телекоммуникационную компанию Coslight заместителем генерального директора.  Coslight работает с такими структурами, как «СвязьИнвест», МТС, «МегаФон», «Билайн», но у этой компании свой сегмент рынка —  это промышленные аккумуляторы.

Проработав там меньше года, я стал целенаправленно искать работу управленца. В то время в Уфе открывался офис ForexClub, и я был принят на позицию директора. Я с нуля организовывал бизнес в Уфе, в течение двух лет работал директором филиала, а затем  меня пригласили в Москву – и вот уже шесть лет я возглавляю ForexClub в Московском регионе.

— Помогала ли улыбка строить карьеру?

— Мое первое собеседование оказалось результативным на 100% благодаря улыбке. Как говорится, «города нужно брать обаянием».  В 1998 году, как ни странно это сейчас звучит, у меня не было даже навыков работы на компьютере. Моя улыбка была, наверное, спутником молодости и некой дерзости, так как  я понимал, что мало на что могу  претендовать. Хотя я был специалистом в нефтяной отрасли, устроиться  в то время на нефтяные заводы, которых в Уфе довольно много, не получалось. Я был готов уже на любую работу. После собеседования, я был принят как консультант (на тот момент это был единственный сотрудник, работающий с клиентами, то есть это была основная должность) и благодаря этому сделал успешную карьеру в своей первой компании.

Спустя год мы наняли дополнительных консультантов, создали отдел продаж, выделили должность старшего менеджера, потом руководителя отдела продаж. Это были уже мои шаги: я рос вместе с компанией. Без улыбки мне бы это не удалось: возможно, закрытость допустима, если ты работаешь не с людьми, а, например,  с программным обеспечением или над дизайном. Моя же работа была связана с ежедневными контактами с новыми партнерами.

— В каких случаях улыбка помогает в такой работе?

— Я считаю, что как с клиентами, так и с партнерами, коллегами нельзя быть  запрограммированным. Иногда при проведении встречи необязательно точно придерживаться повестки.   Главное — достичь поставленной цели, увидеть по глазам, что собеседник тебя понимает. Улыбка особенно помогает в непростых ситуациях, которые возникают в любом бизнесе: сложные переговоры по условиям, претензии по качеству, несогласованность взаимодействия и другие моменты. Тогда помогают улыбка, юмор, какая-нибудь курьезная история, параллель с подобным случаем, который закончился в итоге благополучно. Это позволяет разрядить обстановку,  перевести общение в позитивный настрой.

— Меняется ли роль улыбки на разных этапах карьерного пути для начинающего сотрудника или для топ-менеджера?

— Улыбка — это один из показателей, что все идет хорошо для человека на любой ступеньке карьерной лестницы. В этом смысле ее роль не меняется. Она также неизменно свидетельствует о налаженном контакте между собеседниками любого уровня. Если, например, беседа с подчиненным касается наставлений, указаний на ошибки, я стараюсь построить ее так, чтобы  сотрудник не обиделся и даже посмотрел на ситуацию с улыбкой, я стараюсь развить и обыграть тему, которая вызвала улыбку. При этом я уверен, что человек адекватно воспринимает мои слова. Для взаимопонимания с партнерами улыбка также очень  важна. Если ты замыкаешься и хмуришься, ты рискуешь, по меньшей мере, быть не понятым.

— Кому вы улыбаетесь больше — начальникам или подчиненным?

— Если честно, подчиненным — больше. Мне кажется, им труднее, и, улыбаясь, я им стараюсь помочь. В разговоре с руководством можно, казалось бы, справиться и так, но я все равно стараюсь улыбаться, потому что в глубине души не делю людей на начальников и подчиненных. Я общаюсь и с теми, и с другими просто как с людьми, в том числе за пределами офиса.

— Может ли улыбка стать решающим фактором при выборе, кого из двух сотрудников повысить при прочих равных условиях?

— Да, конечно. Я знаю примеры, когда люди с хорошими профессиональными навыками не могли рассчитывать на продвижение просто потому, что об их качествах знали только они сами и те, кто непосредственно соприкасались с их проектами. Они оставались неизвестны собственному руководству, потому что не выстраивали позитивную коммуникацию. Это может быть связано с разными причинами: с нежеланием или с неумением. Но никто не хочет работать и общаться с букой, с которым нельзя ни посмеяться, ни поговорить на отвлеченные темы.

Бывало, что мне самому приходилось выбирать из числа своих подчиненных человека на ответственный проект или пост. Преимущество имел тот, кто отвечал улыбкой на улыбку, при этом улыбались не только губы, а еще и глаза. В совокупности выражение глаз и улыбка действуют так, что я понимаю: человек хочет  справиться с новой работой. Я еще не знаю, справится он или нет, но у него есть мотивация, он готов и не боится, поэтому он улыбается.

— Кто-то взлетает по карьерной лестнице достаточно быстро и легко, а кто-то, несмотря на отличные результаты, засиживается на одном месте. Что делать в таких случаях?

— Нужно задать себе два вопроса: что вы хотите поменять и существует ли такая возможность в пределах той организации, где вы работаете. Если вы понимаете, что хотите, но такой возможности нет, то надо менять место работы. Если же в компании есть условия для вашего развития,  то нужно донести свое желание до руководства. Для этого необходимо показать, кроме профессионализма, что вы умеете презентовать информацию, выражать свое мнение. Если прийти и зачитать начальнику по бумажке текст: «Я работаю столько-то лет, сделал то-то, хочу сделать то-то, возьмите меня туда-то», — это не будет иметь эффекта.

— На протяжении карьерного пути вы встречались с солидным количеством разных начальников. Всегда ли вам удавалось найти с ними общий язык? Что помогало в этом?

— В целом добиться взаимопонимания удавалось всегда. Помогали некоторые проверенные на опыте секреты. Во-первых, нужно отказаться от категоричности, не думать, что твое мнение единственно правильное. Любое соглашение — это компромисс между многими точками зрения. Во-вторых, нужно уметь смягчить свою позицию, в том числе шуткой, улыбкой, — тогда ее в большей мере учтут при выработке итогового решения. В-третьих, не нужно помнить о давних трудностях, напряженных ситуациях или претензиях. Помнить стоит только хорошее.

— Как вы формируете свою команду?

— Для меня очень важно, чтобы у человека был внутренний «огонек». Я с настороженностью отношусь к людям, у которых нет искорки в глазах, у которых все так четко выстроено, что они строго следуют плану. Я отбираю и выделяю претендентов, которые быстро реагируют на изменяющуюся ситуацию. Иной раз в разговоре специально перепрыгиваю с одной темы на другую, чтобы понять, насколько  человек гибок и  быстро перестраивается. Также важно, чтобы те, кто работают в компании, воспринимались любым из наших клиентов как открытые люди, всегда готовые помочь.

— Как можно оценить роль команды в вашем личном успехе?

— На любом этапе моей карьеры команда — основной актив, я никогда не приписывал общих заслуг себе одному. Я считаю, что команда — это мерило навыков руководителя. Бывают случаи, когда ошибаешься при выборе сотрудника, но если основная команда уже сформирована, то человек, который «не вписывается», сам это поймет, еще не успев негативно повлиять на общие результаты. Он либо перестроится, либо сменит компанию.

Также я  уверен, что коллектив, имеющий внутреннюю корпоративную культуру, способен самостоятельно регулировать состав команды. То есть каждый руководитель на своем участке работы, соответствующий определенным требованиям, будет подбирать людей с таким же «портретом личности» и исходя из таких же профессиональных и личных требований. Так складывается команда целой компании, какой бы большой она ни была.

— Доверяете ли вы своему первому впечатлению о кандидате на работу или о партнере? Часто ли оно вас обманывало?

— Первое впечатление редко меня обманывает. Как правило, по тому, как человек заходит, здоровается, говорит первую фразу, можно понять, комфортно ли тебе будет с ним общаться. Очень редко, но бывали случаи, когда я на первый взгляд думал, что передо мной недостаточно квалифицированный сотрудник из-за зажатости, неестественно коротких фраз. А затем оказывалось, что он очень эрудированный человек с большим жизненным опытом, просто вначале он был скован. Я стараюсь оценивать людей по их естественному поведению: насколько они играют, а насколько действительно живые в общении. Естественная улыбка — это лакмусовая бумажка твоего состояния.

— Любой сотрудник больших корпораций живет в условиях постоянного стресса, дедлайнов и рисков. Что вам помогает бороться со стрессом?

— Выходные. Нужно отдыхать, потому что плотность рабочей информации увеличивается из года в год. Конечно, мы думаем о работе и в отпуске, но и в офисе мы предвкушаем отпуск, и это помогает справляться со стрессом. Организация рабочего времени — еще один помощник в этом. Стресс возникает, когда, сделав одно дело, ты тут же начинаешь другое, и знаешь, что есть и третье, и четвертое, которые нужно сделать одновременно. Нужно организовывать рабочий день с расстановкой, успеть хотя бы на 10–15 минут переключиться между важными делами: выпить кофе, пообщаться с коллегой, обменяться шутками.  Надо проще относиться к проблемам на работе: все они решаемы, вгонять себя в стресс из-за них не стоит. Всегда можно поднять себе настроение улыбкой.

— Какие атрибуты, по вашему мнению, должны быть у успешного бизнесмена? Например, дорогая машина или часы? Или все это условно, а важнее совокупность личных качеств человека ?

— Для меня успешный человек — это тот, кто умеет высказывать свое мнение так, что его не только слушают, но и прислушиваются. Что касается внешней атрибутики — человек должен обладать вкусом и в манере одеваться, и в поведении, и в общении. Бриллианты женщин, часы и запонки мужчин мы замечаем, но оценка может быть разной, в том числе и не той, на какую рассчитывал хозяин украшений.

— А  белоснежная улыбка в России входит в число атрибутов успешного человека?

— Да, можно так сказать. Хотя представители зарубежного и российского бизнеса отличаются. К сожалению, мы пока реже улыбаемся друг другу. Это связано с ментальностью, климатом, ритмом жизни и даже пробками. Улыбка — показатель того, насколько комфортно ты себя чувствуешь. Если человек успешен, подразумевается, что он чувствует себя комфортно, поэтому улыбается.

Я думаю, что в российских деловых кругах наигранная, дежурная улыбка не работает. Наша улыбка — это выражение искреннего расположения, готовности слушать и так же открыто отвечать.

— Часто говорят, что успех — это 99% подготовки и 1% везения. Вы полностью объяснили удачей свое устройство на первую работу. А какое место среди слагаемых успеха вы отведете улыбке?

— Иногда она решает очень много. Для людей, которые хотят, чтобы с ними были готовы вести дела, общаться, строить совместные планы, улыбка, безусловно, тот инструмент, без которого просто нельзя обойтись.

Интервью: Александра Сопова

Фото: Роман Шеломенцев

Смотреть другие статьи >>>

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+