О своем пути в профессии, особенностях обучения врачей в России, обучении в Гарварде, отношении российских пациентов к медицине и о многом другом рассказал профессор Сергей Морозов — доктор медицинских наук, врач-рентгенолог, руководитель службы лучевой диагностики Европейского медицинского центра.
Как это было
Я не задумывался о будущей профессии, пошел по стопам родителей и поступил на лечебный факультет Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Первое, что меня поразило в учебе – многие преподаватели говорили: «Не важно, хочешь ты быть нейрохирургом или диетологом – нужно знать мой предмет в совершенстве». На следующий год от другого преподавателя мы слышали: «Забудьте все, что учили до этого момента, именно мой предмет очень важен для вас». Поэтому с первых курсов меня больше привлекала западная медицинская литература, где фундаментальные дисциплины рассматривались с точки зрения их клинической значимости и комплексного взгляда на медицину. Меня вдохновлял подход к лечению, при котором учитывались все составляющие, вплоть до мельчайших деталей, начиная с биохимии, анатомии, патофизиологии, заканчивая непосредственно лечением и сохранением качества жизни пациентов.
Одно из важнейших событий в моей жизни произошло в конце второго года обучения, когда появилась возможность поступить на Факультет подготовки научно-педагогических кадров. Летом, вместо заслуженного отдыха, я готовился к вступительным экзаменам, которые включали тестирование по английскому языку и фундаментальным медицинским дисциплинам, а также собеседование с ведущими академиками и профессорами Академии медицинских наук и Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Благодаря упорной подготовке мне удалось стать одним из трех десятков студентов, зачисленных на «научный факультет», являвшийся по сути инкубатором для амбициозных студентов медиков.
C первых месяцев учебы на факультете мы с однокурсниками оказались вовлеченными в водоворот событий, конференций, мастер-классов, стажировок, идей и инноваций. Мы учились в группах по 45 человек и имели опыт общения с преподавателями, недостижимый в обычных группах. Самое главное – у каждого из нас была возможность самореализации в научной, организаторской, педагогической и клинической работе. Факультет научил нас задавать правильные вопросы, слушать ответы, «бороться и искать, найти и не сдаваться», управлять собственным временем и превращать 24 часа в 48.
Выбор специальности в медицине – сложное занятие. Мои сокурсники нередко выбирали между далекими друг от друга профессиями, например, пластического хирурга или врача-диетолога. Я тоже какое-то время был в поиске, но встреча с «отцом основателем» отечественной томографии на 4м курсе задала вектор моего будущего профессионального развития. «Почитай литературу по функциональной МРТ (магнитно-резонансной томографии) головного мозга» – посоветовал академик Сергей Терновой. С этого момента и началась моя научная карьера в лучевой диагностике. Мой первый научный доклад («боевое крещение») состоялся на конгрессе Европейского общества магнитного резонанса в медицине в Каннах в 2002 году на 6-м году моего обучения в мединституте. Благодаря научно-исследовательской работе (моя тема в то время: «Изучение возможностей МРТ для картирования коры головного мозга в нейрохирургии») мы с однокурсниками внезапно оказались в совершенно новом мире международной инновационной медицины. Запоминающимся событием было общение с учеными из разных стран: реакция на письма с запросами копий новых публикаций была моментальной, мы тут же получали ответы. Тогда я действительно ощутил себя частью мирового научного и медицинского сообщества.
В этом году мой научный руководитель профессор Валентин Синицын был избран Президентом Европейского конгресса радиологии (этот ежегодный форум собирает около 18 тысяч специалистов со всего мира), что стало беспрецедентным событием для Российской медицины и ознаменовало признание заслуг нашей школы лучевой диагностики в развитии мировой медицины. Именно такие люди как Сергей Терновой и Валентин Синицын, selfmade men and leaders, являются прекрасным примером для врачей, работающих в России.
Расширяя границы
Я всегда мечтал учиться за рубежом, хотел своими глазами увидеть, как работает лучевая диагностика в клиниках Европы, США, Израиля. Ведь у всех разный опыт, разные школы. Я учился в аспирантуре, когда наша академия подписала договор о сотрудничестве с Гарвардом. Меня привлекали больше возможности этого университета, чем известность и громкое имя. К тому времени у меня были неплохие успехи в науке, и проректор ММА им. И.М. Сеченова, профессор Сергей Витальевич Грачев предложил мне поехать на обучение по магистерской программе в Гарвард.
Сейчас, каждый раз при общении со студентами и юными докторами от всей души рекомендую: «Развивайтесь, расширяйте границы, ищите возможности обучения за рубежом». За время профессионального становления мне довелось многократно стажироваться в США, Австрии, Италии, Норвегии и других странах. Это непередаваемый опыт, вы буквально становитесь «гражданином мира», расширяется сознание – вы спокойно находите правильное решение в диагностике и лечении пациента, применяя разные методы, находя нестандартные решения, анализируя проблемы «out of the box», используя принципы командной работы.
«Палка о двух концах»
Я, пожалуй, соглашусь, что медицина в России чаще всего «экстренная». Выглядит это так: врач выходит из операционной, вытирает пот со лба и говорит: «Пациент будет жить!». Но где гарантии, что жить он будет хорошо? По данным Росстата, ожидаемая продолжительность жизни в России при рождении в 2012 году составит около 70 лет, а в Японии продолжительность жизни достигает 85 лет. Разумеется, очень сильно влияет культура обращения за медицинской помощью, а точнее ее отсутствие: все ждут до последнего момента, терпят, надеются, что пройдет. И, конечно же, в итоге это превращается в «экстренную медицину».
Правильный диагноз – это 50% успеха в лечении пациента, и лучевая диагностика является одним из главных методов. За последнее время лучевая диагностика значительно продвинулась в своем развитии: рентгенография, ультразвуковые исследования, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, методы радионуклидной диагностики – 5 ключевых диагностических методов. По последним данным, рентгенография и УЗИ – основные методы диагностики в России, в то время как в США и Европе – компьютерная и магнитно-резонансная томография, которые являются наиболее информативными и точными исследованиями при постановке диагноза.
«Реформатор в душе, лидер по жизни». Перезагрузка…
У меня была возможность остаться за границей, и в этом есть множество плюсов: комфорт, уровень жизни и благоприятная рабочая атмосфера, деньги, перспективы и т.д., но я новатор и реформатор в душе, и все материальные блага для меня – скорее средство поддержания определенного уровня жизни и достижения профессиональных целей, нежели цель per se.
В Гарвардском Университете я приобрел уникальный опыт в области общественного здравоохранения, того, что у нас известно под брендом «менеджмент в здравоохранении». Программа «Clinical Effectiveness», которую я прошел, очередной раз доказывает, что за любой системой стоят конкретные люди. Главная проблема российской медицины – «управленцы», точнее – «функционеры администраторы». Вся работа сводится к отчетам перед начальством, врачи вынуждены заниматься хозяйственными вопросами, катастрофически не хватает среднего медицинского персонала, низкая зарплата, боязнь увольнения с работы и другие сложности. И все это из-за превосходства «функционеров администраторов», нехватки квалифицированных врачей, медсестер, медицинских инженеров и минимального вовлечения профессиональных медицинских сообществ в принятие управленческих решений и стратегическое развитие здравоохранения.
Большинство ведущих клиник мира придерживаются концепции «Patient centricity» – ориентация на интересы пациента. Девиз клиники Мэйо, одной из лучших клиник в мире, – «The interest of the patient comes first». Во время стажировки в США мне посчастливилось побывать на обучении в одном из лучших онкологических центров, Memorial Sloan Kettering Cancer Center. Исключительно интересно наблюдать за внутренними процессами в этой клинике. Все устроено с учетом интересов пациента и его комфортного пребывания в клинике. И действительно, вся современная медицина развивается в направлении пациенториентированности.
Командный подход в диагностике и лечении (disease management teams), широко применяемый в Европейском медицинском центре, также вносит огромный вклад в создание надежной и пациент-ориентированной системы здравоохранения. Мне посчастливилось сегодня работать в клинике, одной из немногих в России, исповедующих принципы доказательной и интегрированной медицины.
В последнее время я посвящаю массу времени и сил развитию направления «менеджмент в лучевой диагностике», объединяющему достижения медицины и менеджмента в целях повышения эффективности, безопасности и качества системы здравоохранения. Уверен, что достижения современной медицинской науки в сочетании с рациональной организацией системы здравоохранения способны изменить жизнь к лучшему. Невозможно рассматривать медицину в отрыве от менеджмента. Для меня клиническая медицина и система организации здравоохранения – две стороны одной медали. У нас много очень хороших врачей, но нам жизненно необходима цивилизованная система здравоохранения и развитие общественной культуры заботы о здоровье.
Европейский медицинский центр
Здоровье бесценно. Доверяйте лучшим.
+7 (495) 933 66 55