Алексей Катаев. Позиция на дату проведения интервью: Директор направления «Диабет», Johnson & Johnson.
— Расскажите о своем карьерном пути: с чего начинали, сколько компаний сменили, как пришли к текущей позиции?
— В 1997 году, сразу после института, я пришел в компанию Gillette. Я родом из Восточного Казахстана, там и начинал как менеджер по продажам продукции всей группы компаний Gillette. Затем я сделал следующий шаг — стал менеджером по продажам на Российском Дальнем Востоке — в Благовещенске, Чите и Якутии, а с 2000 года продолжил работу на той же позиции в Омске. Дальше я перебрался в Москву на должность менеджера по обучению и развитию. Через пару лет поднялся рангом выше — стал региональным менеджером Gillette по странам Закавказья. В 2005–2006 годах, после поглощения компании Gillette компанией Procter&Gamble, я управлял всем бизнесом Procter&Gamble на Урале — отвечал за продажи всех видов продукции компании во всем уральском регионе. В следующем году меня пригласили в «Русагроцентр» [1] на должность коммерческого директора по «сахарному» направлению; я был также членом совета директоров этой компании. После этого в течение года я работал в «Юнимилк» на позиции директора по продажам. Когда начался экономический кризис в 2008 году, я перешел в шведскую компанию SCA [2] на позицию коммерческого директора. И, наконец, с 2011 года в Johnson & Johnson я работаю руководителем диабетического направления (LifeScan – один из ведущих производителей систем контроля уровня глюкозы в крови: глюкометры, тест-полоски, контрольные растворы, ланцеты, ручки для прокалывания)
— Помогала ли вам улыбка в работе и карьере?
— Конечно. Например, в силу рода деятельности я часто встречаюсь с чиновниками. Как правило, по понятным причинам, государственные мужи довольно угрюмы. Такая уж у них работа - серьезная, требующая максимального сосредоточения. Если ты будешь так же замкнут — встреча закончится ничем. Если же ты смотришь в глаза, улыбаешься — то сможешь договориться о том, что нужно именно твоей компании. По крайней мере, при помощи улыбки и позитивного настроя можно побудить чиновника любого уровня отвечать конкретно на ваши вопросы.
— Улыбка побуждает следовать за человеком и прислушиваться к нему?
— Да, потому что она показывает, что человеку нечего скрывать. Недаром говорят, что «голливудская» улыбка располагает к вам людей. Простой уравновешенности без улыбки недостаточно. У нас недавно вышел ролик с Натальей Крачковской — это человек с необычайной энергетикой и обворожительной улыбкой, которую знает и любит вся наша аудитория. После этого люди приходили в аптеки и просили «глюкометр Крачковской» — продажи сразу выросли.
— Кому важнее улыбаться — начальникам или подчиненным?
— Улыбаться важно всем. Когда руководитель сообщает тебе невеселые новости — довольно сложно заставить себя улыбаться. Но нужно. Бизнес не бывает ровной прямой, он идет волнообразно. Ты должен держаться достойно и при падениях, и на взлетах. Если во время спада ты замкнешься, вряд ли это будет хорошо с точки зрения твоего руководителя. И твоя команда — как барометр. Если ты улыбаешься — твои сотрудники знают, что ничего страшного не происходит, даже если есть временные трудности: мы с ними справимся.
— Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди взлетают по карьерной лестнице быстро, а другие засиживаются на одном месте, хотя к их работе нет претензий?
— Чтобы расти и развиваться быстро, недостаточно хорошо делать свою работу: за это платят зарплату и бонусы. Если ты хочешь сделать шаг вперед, ты должен показать руководителю, что ты уже перерос свою позицию. Нужно не бояться брать дополнительные задачи. Да, ты будешь раньше приходить и позже уходить, вероятно, работать в выходные, — но это твой осознанный выбор. Если ты хочешь расти быстрее — бери больше.
— У человека, который берет на себя все больше и больше, может не остаться сил на улыбку. А ведь именно она может сыграть свою роль при выборе, кого из двух сотрудников повысить?
— Никто не любит угрюмых людей. Внутренний драйв визуально считывается именно по улыбке, а это влияет на осознанный выбор между двумя кандидатурами. Если из двух совершенно одинаковых с точки зрения профессиональных навыков людей один зажигает и будоражит окружающих, а другой интроверт, — я выберу первого. Он сможет сделать гораздо больше благодаря внутреннему подъему. Многим в бизнесе приходится себя перестраивать. Интроверты тоже могут развиваться, но в других областях — аналитике, финансовой сфере, операционном и вспомогательном бизнесе. А если человек хочет стать топ-менеджером, без улыбки не обойтись.
— Вы работали с огромным количеством руководителей — всегда ли удавалось находить с ними общий язык?
— Не всегда, но чем я становился старше и опытнее, тем лучше это получалось. С опытом пришло понимание бизнес-культуры. Когда я стал мыслить в той же системе координат, что и западные бизнесмены, т.е. перенял их стиль менеджмента, их манеру общения, стал говорить с ними на одном языке в прямом смысле этого слова, я научился более эффективно коммуницировать в коллективе, с одной стороны, а с другой — более эффективно проводить переговоры с партнерами. От спорных моментов никуда не деться, но дискуссию надо всегда переводить в позитивное русло. Улыбайтесь больше, без этого разрядить ситуацию не получится.
— Какова роль команды в вашем личном успехе?
— Команда создает успех руководителя. Ее роль невозможно переоценить независимо от численности: будь то три человека, как в начале моей карьеры, или 130, как сейчас. Я должен всецело доверять этим людям, работающим со мной, чтобы они выполняли поставленные перед ними задачи и принимали решения на своем уровне. Чем больше самостоятельных решений они принимают, тем легче мне как руководителю. Естественно, что чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем большее значение приобретает команда: у тебя все меньше возможностей сделать все самому, это должны сделать «твои люди».
— Как подобрать «своих людей» и сформировать эффективную команду?
— При подборе сотрудника я прежде всего оцениваю его профессиональные навыки и способности, опыт, а затем — его мотивацию: насколько он представляет, чем будет заниматься и хочет ли работать в этой сфере. Я также наблюдаю, какова манера его общения, смотрит ли он в глаза, как он улыбается, как одет, серьезно ли относится к интервью. Часто первое впечатление бывает обманчивым, но если кандидат ничего не сделает, чтобы его поколебать, исход собеседования предопределен. Бывали и у меня осечки. Берешь человека с нужными навыками, профессионала, со своей энергетикой, а в команде сразу видно: не встает в обойму. Это нужно обсудить, и либо человек скорректирует поведение, либо перейдет в другую организацию — это нормально.
— Встречались ли вам мрачные люди среди успешных бизнесменов?
— Разве что среди собственников компаний. Однако и они, когда начинают выстраивать бизнес-структуру, ориентируются на другую манеру общения. Как правило, собственники — харизматичны. Но даже если они могут позволить себе быть мрачными — при общении ты не должен их «отзеркаливать».
— Какие атрибуты нужны успешному человеку?
— Безусловно – нужна белоснежная улыбка. Ассоциативный ряд выстраивается мгновенно: у человека красивые зубы — он заботится о себе — он не экономит на здоровье — он успешен. Остальные атрибуты могут быть различными в бизнес-культурах разных стран. Итальянцы обращают внимание на галстук, костюм и туфли, а англичане интересуются, есть ли у тебя собственная недвижимость. Американская культура проще и демократичнее: им важны твои личные успехи. Российская культура только формируется, этот вопрос еще не устоялся: и дорогие часы нужны, и недвижимость хорошая, и машина «крутая». Улыбку в России тоже замечают. Те, кто не обращал на нее внимания, давно уперлись в потолок своих возможностей. Тем более, что забота об улыбке с помощью современных технологий отнимает все меньше сил и времени.
— Говорят, что успех — это 99% тщательной подготовки и 1% везения. Вы согласитесь с этим?
— Разумеется, нужен некий фарт — я бы назвал это куражом. Когда есть внутренний драйв, то, даже если ты к чему-то не готов, многое тебе прощается. Наверное, успех — это 80% подготовки и 20% куража.
— Помогает ли улыбка разбудить этот кураж?
— Улыбка — его неотъемлемая часть. Драйв — это внутренняя энергетика. Когда обладающий им человек заходит в комнату, он ее собой заполняет. Улыбка — это авангард, то, что заводит окружающих. С улыбкой можно не только настроить людей на свой лад, но и повести их за собой. Я отвел бы улыбке как минимум 5% в слагаемых успеха.
[1] Один из крупнейших агропромышленных холдингов России и СНГ.
[2] Одна из лидирующих международных компаний в сфере гигиенических товаров, производитель средств личной гигиены и бумажной продукции под брендами TENA, Libero, Libresse, Zewa и других.
Интервью: Александра Сопова
Фото: Роман Шеломенцев