Ольга Ольхова. Позиция на дату проведения интервью: Старший Директор по персоналу, Производство, Цепи поставок и Закупки PepsiCo Россия.
— Расскажите о вашем карьерном пути: с чего начинали, как продвигались по службе, сколько компаний сменили, как пришли к текущей позиции?
— Мне повезло: я работаю в PepsiСo уже 17 лет. За это время я прошла много интересных этапов и получила опыт в разных функциях, городах и командах. Такой стаж в PepsiCo — не единственный случай: дело не только в моей приверженности компании, но и в уникальных возможностях компании. PepsiСo интегрировала несколько бизнесов, что дает уникальную возможность сотрудникам пробовать себя в различных направлениях: бизнесе напитков, соковом, снековом, бизнесе молочной продукции и детского питания. За последние 10 лет я сменила 5 позиций в PepsiCo: это не столько продвижение вверх по карьерной лестнице, сколько этапы в профессиональном и личном развитии.
Еще учась в Волгоградском государственном университете, я мечтала о работе маркетолога, хотя тогда это слово лишь недавно появилось в лексиконе советских граждан. Я изучала английский язык и хотела попасть в западную компанию. Когда в газете появилось объявление о вакансии в компании PepsiCo, я поняла, что мечты сбываются: пройдя серьезный конкурс, я была принята на позицию координатора по торговому маркетингу. Первые 5 лет я занимала разные позиции в структуре коммерческого отдела, а в 2001 году мне предложили перейти в отдел персонала. Здесь мне пригодился прежний опыт: я начала разрабатывать новые подходы в работе с персоналом и мотивационные схемы для сотрудников, чью работу уже знала изнутри. Затем был незабываемый опыт интеграции Лебедянского в семью PepsiCo, а теперь я Старший Директор по персоналу для операционной функции интегрированной компании PepsiCo в России.
— Помогала ли вам улыбка в достижении ваших целей?
— Безусловно. Улыбка помогает и мне, и моим коллегам в достижении успеха в любом деле, будь это обычное совещание или серьезные переговоры с клиентом. Позитивный настрой способствует преодолению волнения перед встречей и в самом ее начале. Я давно заметила, что к месту сказанная хорошая шутка позволяет разрядить непростую атмосферу или заполнить тягостную паузу.
— Одинаково ли важна улыбка для рядового сотрудника и руководителя компании?
— Я бы не дифференцировала роль улыбки по «должностному» критерию. Это выражение эмоции, свободный выбор человека, и улыбка зависит, скорее, от ситуации, чем от положения сотрудника в иерархической структуре компании. Как правило, чем выше должность человека и чем он успешнее (а значит, и опытнее), тем чаще он улыбается. С опытом приходит понимание, насколько этот инструмент эффективен, и его начинают активнее применять.
— Кто-то легко взлетает по карьерной лестнице, а кто-то, несмотря на хорошие результаты, засиживается на одном месте. От чего это зависит?
— Есть два решающих фактора; первый — это желание человека. С этим связаны его результаты и его работа над собой. Второе — возможности компании. Раньше, чтобы приобрести опыт работы с разными продуктами питания – например, снеками и молочными продуктами, — человеку нужно было переходить из одной компании в другую. Сейчас такой разноплановый опыт можно получить в рамках PepsiCo. Здесь 27 тысяч сотрудников и 30 предприятий на территории России – есть где реализовать свой потенциал. А главное – наша компания заинтересована в том, чтобы ее сотрудники развивались и росли. И наоборот, если же компания маленькая (скажем, человек 50) или просто не заинтересована в развитии своих сотрудников, сложно каждому стать директором.
— Может ли улыбка и позитивный настрой сыграть решающую роль при повышении одного из двоих сотрудников при прочих равных условиях?
— Безусловно. При прочих равных я отдаю предпочтение более открытому и улыбчивому человеку. С кем вам приятнее работать: с тем, кто с опаской относится к новому и часто жалуется, или с оптимистом, готовым пойти за вами в будущее, даже если оно призрачно? Конечно, за улыбкой должен стоять смысл: речь не идет о неуместной улыбке.
— На протяжении карьерного пути вы встречались с огромным количеством начальников. Что помогало вам найти с ними общий язык?
— У меня было много руководителей, и это были разные люди, каждый со своим характером. Секрет успешной совместной работы прост: уважайте своего босса и доверяйте ему, если хотите, чтобы он относился к вам так же. Я нередко проявляла инициативу, не дожидаясь инструкции сверху. Когда доверяешь и уважаешь, ты, естественно, будешь улыбаться.
— Одинаково ли важна ли улыбка в общении с начальником и подчиненными? Кому вы больше улыбаетесь?
— Я строю отношения с начальниками и подчиненными на абсолютно равных принципах доверия и уважения. Один из принципов компании PepsiCo гласит: мы уважаем других и преуспеваем вместе. Общение с руководителями и подчиненными идет под разным углом, но всегда на позитиве.
— Насколько для вас важна ваша команда и какова ее роль в вашем личном успехе?
— Если бы не было моей команды, не было бы и меня. Я не представляю свой успех отдельно от команды. Стараюсь подбирать людей с большим потенциалом развития: это накладывает на меня дополнительную ответственность. Мои сотрудники очень активны, ищут и принимают новые вызовы, задают вопросы, требуют от меня вовлеченности. Я понимаю, что у каждого из них свой путь, каждый строит свою карьеру в нашей компании, и я должна им помогать. Это дает хорошие результаты в нашей совместной работе.
— Есть ли какой-то секрет построения эффективной команды?
— Мы стараемся как можно больше узнать о работе друг друга. У меня в команде нет почти ни одного человека, который бы не брал на себя проекты, связанные с зоной ответственности других сотрудников, и не вовлекал бы других людей в выполнение своих задач. Каждый может заменить другого, помочь коллеге. Мы открыто обсуждаем задачи, обмениваемся мнениями, делимся идеями, как решить задачи на соседней производственной площадке.
— Что еще вы используете для сплочения сотрудников?
— Конечно, мы вместе обедаем, встречаемся на кофе-брейках, выезжаем вместе за город и общаемся в неформальной обстановке. При этом направленность всех мероприятий — не на простое расслабление, а на развитие команды: обычно такие выезды сопровождаются тренингами. Конечно, мы улыбаемся друг другу и вместе развлекаемся, собираемся с детьми, семьями, проводим различные соревнования.
— Доверяете ли вы своему первому впечатлению о человеке? Какую роль в этом впечатлении играет улыбка?
— Собеседования — неотъемлемая часть моей работы, и первое впечатление часто бывает определяющим. Интервью длится как минимум час, и я стараюсь создать комфортные условия, так что обычно через несколько минут человек расслабляется и показывает свое «я». Если он пришел с хорошими намерениями, он, как правило, проявляет их через эмоции. Мы стараемся подбирать разных, но при этом позитивно заряженных и талантливых сотрудников, которые чувствуют и знают, что нужно потребителям каждого из наших продуктов, будь то молодежные бренды, детское питание или традиционные молочные продукты.
— Встречались ли вам среди успешных бизнесменов и менеджеров мрачные, замкнутые люди?
— Когда я работала в продажах, такое бывало на переговорах. Если клиент хочет показать свою серьезность, он может стараться не улыбаться. Но есть специальный прием, который так и называется – «растопить лед», который я использую в таких случаях. И уже через несколько минут разговора о последних новостях с упоминаниями о близких ты увидишь, что он тоже «умеет» улыбаться, а угрюмость была просто маской. Я не представляю себе успешного человека без улыбки.
— Любой сотрудник больших корпораций живет в условиях постоянного стресса, дедлайнов и рисков. Что вам помогает бороться с напряжением?
— Позитив и улыбка помогают избавиться от стресса. Часто подчиненные и коллеги заходят ко мне в кабинет и удивляются: ведь ситуация так сложна, как же ты можешь улыбаться? Я охотно объясняю: у меня есть два способа борьбы со стрессом. Первый — эмоциональный: как только я чувствую первые признаки тревоги, я стараюсь переключиться на что-то приятное, даже если это непросто. Если обстановка неофициальная, включаю музыку. Вспоминаю добрые моменты из жизни — и, естественно, начинаю улыбаться. Теперь можно переходить ко второму этапу — рациональному: я настраиваю мысли на позитивный лад и начинаю искать в проблеме возможности. И, самое интересное, — я их нахожу! Как правило, все заканчивается успехом.
— Можно ли считать белоснежную улыбку атрибутом высокого статуса и успешности человека?
— Если мы посмотрим на обложки глянцевых журналов, в большинстве случаев увидим улыбающихся людей. У них загорелые лица, красивые белые зубы. Улыбка — это выражение счастья, поэтому она притягивает. Такие фотографии для того и публикуются на обложках журналов, чтобы читатели стремились к подобному счастью, здоровью и успеху. Убеждение, что улыбающийся человек — это успешный человек, складывалось веками.
— Говорят, что успех подразумевает большую часть тщательной подготовки и долю везения. В чем секрет вашего успеха?
— Мне действительно везло — и в карьере, и в личной жизни. Но одного везения мало. Большая часть успеха зависит от каждодневного труда, постоянного изучения чего-то нового, получения нестандартного опыта. Мое кредо — «Век живи, век учись». Дня не проходит, чтобы я не поинтересовалась новой информацией, ведь в век высоких технологий нужна работа над собой, чтобы не отстать от жизни.
Еще одна неотъемлемая часть успеха — это улыбка. Это посыл добра и уверенности в себе. Многие мои родные, знакомые и коллеги говорят обо мне, кто в шутку, а кто и всерьез: «Ей просто везет». Когда ты слышишь это, ты начинаешь в это верить и улыбаться. Потом оглядываешься назад, анализируешь и видишь: и правда везет. Когда ты так себя программируешь и веришь в везение, оно уже тебя не покидает.
Интервью: Александра Сопова
Фото: Роман Шеломенцев