К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Инструмент для тех, кто смотрит вперед


По данным международной факториноговой ассоциации FCI, за 2012 г. Российский рынок факторинга стал одним из самых быстрорастущих (+66%). Все больше российских компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, предпочитают традиционным инструментам финансирования экспортный и импортный  факторинг. Лидером российского рынка международного факторинга является Промсвязьбанк: по данным FCI, он занимает первое место как по экспортному факторингу (двухфакторная модель) по итогам 2012 года с долей 93,84%, так и по импортному  с долей 62,21%.

Сегодня большинство поставщиков отгружает продукцию контрагентам на реализацию и после этого компания на довольно длительный срок, исчисляемый неделями или месяцами,  остается без оборотных средств. Другая глобальная проблема состоит в риске неплатежа.  Это обстоятельство серьезно препятствует развитию бизнеса. При этом многие компании просто не знают, что для такого рода сделок можно воспользоваться специальной услугой - факторингом.

Факторинг — это сделка, в которой участвуют три стороны: поставщик, покупатель и фактор (банк или специальная компания). Поставщик отгружает товар покупателю, а счета-фактуры и отгрузочные документы предъявляет на оплату компании-фактору. Фактор погашает большую часть требований, а после оплаты продукции покупателем – перечисляет оставшуюся сумму поставщику за вычетом ранее предоставленного финансирования и комиссии за свои услуги.

Международные финансы

Когда в сделке появляется иностранный контрагент (поставщик или покупатель), это уже международный факторинг. При экспортных операциях российская компания-фактор оказывает комплекс финансовых услуг в обмен на уступку дебиторской задолженности по поставкам в адрес зарубежных покупателей. При импортных операциях российская компания-фактор покрывает риск неплатежа российского импортёра-дебитора за полученный на условиях отсрочки платежа товар от иностранного поставщика.

Макс Сажин, финансовый директор ГК Henderson, предпочитает простое объяснение  международного факторинга: «По сути, факторинг — это обыкновенная гарантия поставщику от банка. Я прекрасно знаю, что механизм этот сложнее, но для нефинансистов предпочитаю объяснять именно так», – подчеркивает Сажин.

«Поставщику выгода очевидна — он может сразу получить от фактора (банка) плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Тут есть маленький нюанс, — отмечает Макс Сажин. — Должны быть честные отношения с производителем и с банком, если вы, как в нашем случае, выступаете на дебетовой стороне контракта. Ведь поставщик свои расходы на финансирование такого рода контрактов обычно перекладывает на покупателя».

Основной нюанс при использовании международного факторинга заключается в том, что параллельно действует валютное законодательство РФ, с чем при внутреннем факторинге поставщик не сталкивается. Действуют требования по ведению паспорта сделки и репатриации валютной выручки в контрактные сроки для экспортеров. Далеко не все российские банки или факторинговые компании обладают соответствующим опытом и квалификацией и могут качественно проводить сделки международного факторинга, принимая во внимание действующее законодательство. Пожалуй, лишь крупные игроки такие, как Промсвязьбанк, способны Виктор Носовпредоставлять весь спектр услуг на рынке международного факторинга. «Сегодня самая главная проблема экспортера — требование по репатриации валютной выручки (выручка должна вернуться в Россию), в связи с чем многие просто боятся предоставить отсрочку своим контрагентам за рубежом. Этот риск экспортера заставляет фактора быть более внимательным к его опасениям, учитывать особенности сделки, страны, контракта, т.е. фактически работать в ручном режиме. Другая проблема — резиденты, участники факторинговой сделки (фактор и экспортер). Они не могут обмениваться денежными средствами в валюте контракта по причине ограничений законодательства РФ, запрещающего резидентам операции в валюте отличной от рубля. Таким образом, экспортер получает от фактора финансирование в рублях, а это, в свою очередь, валютные риски экспортера», — говорит Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк».

О сотрудничестве

Естественно, немаловажным аспектом при обращении за услугой является ее стоимость. Именно благодаря привлекательным ставкам в разгар кризиса, в 2009 году, Промсвязьбанк получил своего теперь уже постоянного клиента — дом моды Henderson. Тогда поставщики модного бренда посоветовали компании обратиться в Промсвязьбанк: «Мы в ту пору старались минимизировать стоимость продукции для наших покупателей, и нам показалось, что это очень интересное предложение, — вспоминает Макс Сажин. — В то время банки сокращали финансирование, арендодатели нервничали, мы старались не уменьшать зарплаты и наши планы на развитие сети — в целом, все было непросто. И на тот момент ставка, которую предлагал банк и на которую соглашался поставщик в несколько раз (в лучшую сторону) отличалась от простого кредитования».

При этом часто возникает вопрос: почему, если у компании возникает потребность в заемном финансировании, она не обращается в иностранный банк и не получает кредит там под более низкий процент? В Промсвязьбанке отмечают, что, безусловно, ставки в иностранных банках значительно ниже российских. Однако получить там ссуду могут единицы. Просто вас там не знают и потребуют столько бумаг, подтверждающих ваше устойчивое финансовое положение, размер бизнеса и прочее, что вы сами откажетесь от этой затеи. Тем более, что не многие российские компании готовы раскрыть схему своего бизнеса. По словам Виктора Носова, в Промсвязьбанке налажены стабильные партнерские отношения со всеми банками-участниками FCI, и в интересах банка не просто предложить компании факторинг, а за счет дополнительных сервисов и услуг расширить деятельность компании на внутреннем рынке.

Комплексный подход

Помимо привлекательных ставок, есть ещё и другие отличительные особенности международного факторинга. Это не только финансирование и гарантия возврата валютной выручки, это комплексная услуга, которая включает ряд других сервисов, таких, как  управление дебиторской задолженности, верификация инвойсов и другое. Также дополнительным сервисом может быть информационная поддержка клиента, в том  числе сопровождение на переговорах с иностранными контрагентами. «Конечно, каждый банк может заявить, что осуществляет поддержку на переговорах. Однако, реально оказать помощь клиенту можно только при наличии соответствующего персонала на местах. Промсвязьбанк, например, имеет представительства в Индии и Китае, сотрудники которых всегда готовы поучаствовать в запуске новых сделок. Неслучайно Промсвязьбанк имеет наибольший оборот среди российских участников FCI именно по сделкам с азиатским регионом», — говорит Виктор Носов.

Макс Сажин, отзываясь о своем опыте сотрудничества с Промсвязьбанком, отмечает, что за годы совместной работы банк увеличил для дома моды лимиты по факторинговым операциям: «Мы начинали с 500 тысяч долларов — сейчас у нас 2,4 миллиона долларов. А также банк постепенно снижает комиссию. Мало того, для поставщика, который нам сам в свое время посоветовал Промсвязьбанк, мы в этом году открыли и аккредитивную линию в Промсвязьбанке. А в этом году Промсвязьбанк совместно с Henderson запустили новую сделку уже с португальским поставщиком, что и повлекло к очередному увеличению лимита».

Промсвязьбанк является многолетним лидером на российском рынке факторинговых услуг. Банк работает на рынке факторинга с 2002 года, предоставляя клиентам комплекс услуг по всем видам факторинга — внутреннего (с регрессом и без регресса) и международного (экспортного с регрессом и без регресса и импортного). С 2006 года, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», Промсвязьбанк лидирует среди банков по объему уступленных денежных требований, с 2008 года занимает лидирующие позиции среди банков и факторинговых компаний. С 2003 года входит в международную ассоциацию Factors Chain International. Безупречное качество и высокие стандарты по достоинству оценили и международные эксперты  так, Промсвязьбанк стал лидером по качеству среди российских компаний по итогам 5-ти лет согласно ежегодному рэнкингу Factors of the Year Awards 2012 г.

Сам Виктор Носов объясняет успех банка на ниве международного факторинга многолетним опытом и отличной командой: «В этом году будет 10 лет, как мы вступили в FCI: членство в одной из двух международных ассоциаций обязательно для компаний, занимающихся международным факторингом. Сегодня мы являемся абсолютными лидерами по международному факторингу среди российских факторов. Если взять подразделения других банков, которые пытаются делать факторинг, то в каждом можно найти выходцев Промсвязьбанка, — говорит эксперт.

Сегодня Промсвязьбанк проводит сделки по международному факторингу как с применением однофакторной схемы, т.е. без участия второго фактора из зарубежной страны контрагента, так и двухфакторной, когда в реализации сделки участвуют сразу два фактора. «Нужно понимать, что большинство российских банков делают импортный факторинг. Промсвязьбанк — один из немногих, кто занимается и экспортным. Уже реализованы сделки с такими странами как Германия, Япония, Китай, Польша, Колумбия, Болгария, Норвегия. По однофакторным сделкам экспортного факторинга работаем со странами СНГ — Белоруссией, Украиной, Казахстаном. Будучи лидерами на рынке импортного факторинга, Промсвязьбанк имеет действующие сделки с факторами из таких стран, как Китай, Гонг-Конг, Испания, Италия, Турция, Колумбия, Украина, Тайвань, Перу и других», — рассказывает Носов.

По прогнозу эксперта, увеличение спроса на международный факторинг со стороны российских компаний будет  зависеть от стабильности внешней и внутренней экономики. «Потенциал рынка огромен. Россия — это страна-импортер. И фактически любой товар, импортируемый из-за рубежа, может быть ввезен в Россию по схеме импортного факторинга.  Что касается рынка экспортного факторинга, то у него тоже есть потенциал на рост в том случае,  если будет меняться законодательство в пользу компаний-экспортеров», — заключает эксперт.

ОАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банка России №3251

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+