К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

АйТи-трансформация: как умные технологии меняют бизнес и управление

АйТи-трансформация: как умные технологии меняют бизнес и управление

Сегодня технологии вообще и информационные технологии в частности активно участвуют в трансформации целых отраслей. Процессы, связанные с такой трансформацией, и ее последствия анализирует председатель совета директоров группы компаний АйТи Тагир Яппаров.

— Каково отношение к внедрению информационных технологий в России?

— Пока в России информационные технологии чаще всего рассматриваются достаточно утилитарно – в качестве средства поддержки для достижения локальных целей, решения отдельных бизнес-задач. Хотя во многих странах ИТ давно трансформируют целые отрасли и сферы жизни. Главный эффект от внедрения информационных технологий уже получили или получат в ближайшее время отрасли, где стоит задача массового обслуживания потребителей: финансы, телекоммуникации, государственное управление, образование, здравоохранение, транспорт.

Один из ярких примеров – финансовая индустрия, которая кардинально перестроилась под ИТ-формат: почти все операции по обслуживанию клиентов автоматизированы, что вывело их на принципиально иной уровень качества и сделало массовыми. Причем сервис здесь меняется постоянно, повышая свое качество. Из других отраслей, в которых трансформирующее влияние ИТ видно уже сейчас, можно назвать сферу торговли, где растет доля самообслуживания. Повсеместно внедряется новый формат ритейла, где обслуживающий персонал частично или – в редких случаях – полностью заменен автоматами.

Этот же формат будет переходить и на другие сферы – здравоохранение, образование, государственное управление, транспорт.

Самый «горячий» сектор сегодня – здравоохранение, где уже происходит радикальная смена парадигмы, идет массовое внедрение ИТ, создающих новые возможности для повышения качества жизни. Один из примеров – расшифровка генома человека, что скоро позволит сделать ключевые медицинские услуги персонализированными. Другое важнейшее направление развития медицинских услуг – дистанционный мониторинг состояния здоровья человека с помощью датчиков. Помимо повышения качества и своевременности оказания услуг, это позволит существенно сократить расходы, связанные с длительным пребыванием больных в стационарах.

Аналогичная ситуация складывается и в образовании, где вызовы современности уже неразрешимы традиционными методами. Это связано и с глобализацией, и с увеличением количества обучаемых, с необходимостью понизить пороги доступности знаний, в том числе и географические. ИТ помогут все эти барьеры снять: уже сегодня симбиоз технологий дистанционного обучения и соцсетей позволяет реализовывать проекты массового онлайн-обучения.

Весьма показательно и интенсивное развитие сферы электронных госуслуг – доступных, удобных, функциональных. Уже сейчас ими пользуются миллионы людей в нашей стране.

Еще одна тема – smart-grid, смарт-энергетика. Переход от малого количества поставщиков и большого количества потребителей к большому количеству поставщиков и потребителей приведет к повышению качества передаваемой электроэнергии и к появлению новых, высокотехнологичных продуктов и рынков. Но для перехода на этот уровень нужно проделать большую нормативно-рыночную работу как в области законодательства, так и в сфере регулирования национальной энергетики. Параллельно идет и большая технологическая работа. Математики решают задачу балансировки – миллионы потребителей против миллионов поставщиков. Это один из глобальных вызовов, которые бросает нам сегодня современность.

Все эти трансформации полностью соответствуют принципу, который я услышал от экспертов Gartner: всюду, где человека можно заменить технологией, нужно это сделать как можно быстрее. Такой тренд имеет массу последствий, в первую очередь – социальных. Это приведет к тому, что большая часть людей будет выведена из сферы сервиса благодаря новым технологиям, замещающим человеческий труд. Вследствие трансформации появится экономика с новой формой занятости населения, но решать возникающие социальные и управленческие проблемы должны будут уже не только ИТ-специалисты.

В рамках нашего проекта «АйТи-трансформация» мы как раз и хотим поговорить о том, как уже сегодня ИТ в нашей стране способны не просто поддержать экономику, а привести к настоящим прорывам, трансформировать подходы к реализации таких фундаментальных задач, как:

- построение системы управления предприятиями и процессами;

- создание системы качественного и доступного образования для миллионов;

- развитие системы здравоохранения с помощью технологических подходов;

- управление знаниями и информацией.

— А способны ли отечественные ИТ обеспечить и поддержать такую трансформацию?

— Пока Россия занимает 1,5% мирового рынка ИТ. Но отечественная ИТ-сфера уже становится одной из растущих мировых ИТ-индустрий: в 2012 году экспорт разработок и услуг наших ИТ-компаний оценивался в $4 млрд. При сохранении этих темпов роста через 10 лет экспорт российских ИТ-услуг превысит экспорт отечественного вооружения. Это важно и для экономики государства в целом: каждое рабочее место в ИТ-индустрии гораздо эффективнее, чем рабочее место в производственной компании, – здесь нет затрат на капитальные инвестиции по их созданию, а весь доход направляется на развитие человеческого ресурса. Плюс социальный эффект: мы создаем рабочие места и новые возможности для карьеры и социального роста.

Российская ИТ-индустрия – отрасль развивающаяся: у нас пока нет крупных, заметных по масштабам влияния на мировом рынке компаний. Но это вопрос времени: те $4 млрд экспорта услуг по разработке ПО уже вернулись к нам международной продукцией, в которой заложены российские разработки. А через несколько лет десятки наших компаний-разработчиков начнут выпускать собственную продукцию. При этом мы имеем возможность первыми использовать наиболее современные и эффективные ИТ – многие развитые страны не могут позволить себе оперативно заменять устаревшие технологии на новые. Хороший пример – как мобильная связь в России победила традиционную и решила проблему коммуникаций на огромной территории.

Есть примеры и совершенно прорывных решений: наши платежные терминалы – идея, давно шагнувшая за пределы России. Услуга оказалась востребованной и сверхмассовой. Модель вызвала интерес и в других странах с неразвитым банковским сервисом – в Африке, Азии, Латинской Америке. Qiwi – уже сильный международный игрок. Это пример того, как на развитом и уже сильно автоматизированном рынке Россия еще может выступать с новыми технологиями и бизнес-моделями.

Наряду с этим возникают и проблемы: мы уже сегодня работаем в зоне нарастающего дефицита кадров, что ведет к удорожанию бизнеса, тормозит его расширение и влечет повышение зарплат – они уже сравнимы с Европой, и даже выше.

При этом профессия ИТ-специалиста, судя по опросам, по популярности находится на втором месте после госслужащих. Но рост самой отрасли требует увеличения числа ИТ-специалистов, каждый год индустрии требуется все больше и больше кадров. Ведь тот же экспорт растет до 20% ежегодно.

При этом традиционная система роста вместе с внутренним рынком имеет определенный лимит, поскольку российский рынок уже не растет так быстро – в 2012-м он поднялся лишь на 5–7%, в этом и следующем ожидается не более 10%, что лишь обостряет борьбу компаний за присутствие на нем. Увеличивать долю в таких условиях и сложно, и дорого. Единственный вариант – выход на новые рынки сбыта, поэтому для многих отечественных компаний глобализация становится важным фактором роста.

Давайте вместе следить за «АйТи-трансформацией»!

Читайте материалы проекта >>>

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+