В 2012 году российский рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) претерпел существенные изменения: продажи в традиционных сетевых магазинах практически не выросли, в то время как молодые по меркам постсоветской экономики ритейлеры смогли громко заявить о себе.
Компания Юлмарт открыла первый магазин в июле 2008 года в Санкт-Петербурге. По итогам 2012 года Юлмарт вошёл в число лидеров российских интернет-магазинов, обогнав при этом других ритейлеров сегмента БТиЭ. В прошлом году ежемесячный оборот компании равнялся в среднем 2 миллиардам рублей. Всего в течение 2012 года было продано техники на 24 миллиарда рублей –такие данные приводятся в рейтинге, опубликованном в журнале «Секрет фирмы».
В пресс-службе Юлмарта эти цифры подтвердили, добавив, что оборот компании вырос на 79 % по сравнению с 2011 годом. Согласно исследованию РБК, по этому показателю Юлмарт обогнал не только онлайновых ритейлеров электроники, но и своих офлайновых конкурентов. Следует отметить, что в целом российский интернет-рынок БТиЭ в 2012 году вырос всего на 15 %, а продажи в традиционных магазинах упали на 2,4 %.
Почему Юлмарт?
То, что Юлмарт растёт быстрее рынка, в первую очередь обусловлено расширением сети представительств компании. За год только в Москве было открыто семь кибермаркетов – магазинов нового формата, где нет витрин, а выбор и оформление покупки осуществляются с помощью компьютерного терминала. Также новые кибермаркеты появились в Санкт-Петербурге, Ростове, Самаре, Владимире, Воронеже и других городах. Существенно увеличилась сеть пунктов заказа и выдачи товаров Юлмарт Outpost.
Росту также способствовало активное продвижение новых товарных категорий. В прошлые годы Юлмарт воспринимался как магазин компьютеров и комплектующих. Однако в 2012 году существенный рост показали такие товарные категории, как «мелкая бытовая техника», «крупная бытовая техника», «аудио и видео». По информации пресс-службы Юлмарта, они выросли на 240 %, 200 % и 110 % соответственно.
В то же время ритейлер смог удержать позиции в своих привычных сегментах – «портативная электроника», «ноутбуки», «офисная техника». Объём продаж этих товарных категорий в среднем вырос на 60 %. Количество проданных компьютеров под маркой MicroXperts, которая принадлежит Юлмарту, увеличилось за год в два раза. Всего, по данным компании, на долю MicroXperts приходится 70 % всех продаж в категории «персональные компьютеры».
Гибридная формула успеха
Несмотря на то, что все покупки в Юлмарте оформляются через электронную витрину, компанию нельзя назвать обычным интернет-магазином. Грамотно совместив преимущества онлайна и офлайна, но при этом убрав недостатки этих форматов, Юлмарт предложил новый – гибридный.
Почему он «выстрелил»? Клиенту всегда нравится, когда есть выбор. И если к огромному ассортименту добавить возможность выбрать способ оформления и получения покупки, то такая схема становится более привлекательной в глазах потребителя, чем традиционный или онлайновый способ покупки.
На сегодняшний день в России эту концепцию наиболее грамотно воплотил Юлмарт. Клиент может оформить покупку по телефону, на сайте или в одном из представительств компании; заказать доставку до двери, забрать покупку в кибермаркете или пункте Юлмарт Outpost. А электронный каталог насчитывает более 30 000 товаров, причём технику, даже крупногабаритную, без проблем и совершенно бесплатно доставят с московского склада в самый отдалённый пункт выдачи, что особенно актуально для жителей небольших городов.
И это только вершина айсберга. Формула успеха Юлмарта складывается и из качественных сервисов, и из суперлояльного отношения к гарантийным случаям, и из многих других аспектов. Собственно, даже в самом кибермаркете находиться приятнее, чем в огромном магазине с бесконечными полками и навязчивыми консультантами.
Такой гибридный формат Юлмарт начал развивать ещё в 2008 году и был первым в стране. Сейчас традиционные крупные сети стали добавлять немного «онлайна» в свою деятельность: занимаются разработкой электронной витрины и открывают пункты выдачи. А новые игроки предпочитают с самого начала работать в двух средах.
Планы на будущее
В Юлмарте рассказывают, что планка достижений на этот год поднята высоко. Главная цель – удвоить оборот. Как это будет достигаться? В первую очередь за счёт открытия новых кибермаркетов и пунктов Outpost. В этом году полноформатный магазин Юлмарта появился в Тамбове, открылся второй кибермаркет в Казани, на 25 мая назначено открытие в Петрозаводске, где до этого находился только Outpost.
Юлмарт активно осваивает новые товарные категории: расширяется ассортимент оборудования для диджеев, детских товаров, DIY. Собственная торговая марка MicroXperts недавно провела ребрендинг и начала производить суперкомпактные компьютеры, ультрабуки, ноутбуки и моноблоки.
Идёт активное продвижение корпоративного отдела. Сейчас Юлмарт предлагает юридическим лицам такой сервис и такой набор дополнительных услуг, которых нет у других ритейлеров. Отдел не просто занимается оформлением покупок по безналичному расчёту, а работает с корпоративными клиентами по принципу партнёрских отношений.
Дополнительные сервисы для розничных клиентов являются не менее приоритетным направлением деятельности компании. Принося прибыль, они одновременно работают и на клиентскую лояльность. Можно не только купить ноутбук, но и сразу же установить на него весь необходимый софт, а если устройство не подошло – вернуть его и получить деньги в полном объёме. В этом году сервисов в Юлмарте станет больше. Уже сейчас действует выездное обслуживание – установка кондиционеров, подключение бытовой техники, настройка домашнего компьютера. Идёт активная работа над внедрением новых услуг и совершенствованием уже действующих.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что на фоне стагнирующего традиционного ритейла Юлмарт стремительно растёт. Структура привычных сетевых продавцов БТиЭ слишком громоздкая, и им достаточно сложно быстро реагировать на меняющиеся потребности современного рынка. На их фоне Юлмарт выглядит стильным и интересным, а также открытым и надёжным, тем самым каждый год привлекая всё больше и больше новых клиентов.
Александр Левкин