К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Не бойтесь сложных инструментов, они сложны только с виду»


Если ваша компания работает с зарубежными партнерами – самое время вспомнить о продуктах торгового финансирования

За высокую стоимость заемных средств, которые выдают промышленности российские банки, не покритиковал нашу финансовую систему разве только ленивый. Но что поделать – у банков ограничены свои собственные средства, которые они могут дать экономике, а из-за сложной обстановки в мировых финансах доступ отечественным банкам и компаниям к средствам международных банков весьма ограничен.

Но не все так печально. Некоторые российские компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, уже давно и успешно используют разнообразные продукты российских банков, позволяющие снизить для них стоимость кредитования. Это продукты торгового финансирования.

Торговое финансирование – это операции банка по предоставлению денег на финансирование краткосрочных проектов и проектов среднего цикла жизни, примерно до трех лет, которые связаны с импортом и экспортом товаров, а иногда даже работ и услуг. При этом данный вид финансирования обычно дешевле простого банковского кредитования, так как финансирование идет за счет средств иностранных банков, а также осуществляется за счет предоставления прямых гарантий российского банка и гарантий иностранных банков-партнеров.

Промсвязьбанк – один из лидеров направления в России: по версии агентства «Эксперт РА» банк занимает 2-е место на рынке торгового финансирования и документарных операций.  Только за 2012 год портфель международного финансирования Промсвязьбанка в целом вырос на 33%, было организовано более 1700 сделок по международному финансированию на общую сумму более $2,4 млрд.

«У продуктов торгового финансирования есть несколько конкурентных преимуществ перед кредитами, – рассказывает директор департамента международного финансирования Промсвязьбанка Александр Мещеряков. – Первое – это более низкая цена, при правильно подобранном и структурированном продукте она может быть ниже стоимости кредита на 1–2% годовых в валюте, а даже 1% от цены – на дороге не валяется». Второй очевидный плюс – это безопасность для клиента банка, так как при любом развитии ситуации российская компания останется при своих интересах – то есть получит продукцию, если поставщик товара все сделает в срок. Но если поставщик товара обанкротится или допустит просрочку в поставке товара, то российская компания-получатель не рискует заплатить свои деньги «в никуда». Александр Мещеряков так поясняет схему работы. Например, российская компания заказывает летнюю коллекцию одежды, а поставщик срывает поставку и может отгрузить товар в нашу страну лишь осенью. В этой ситуации у российского клиента Промсвязьбанка есть возможность отказаться от коллекции, чтобы не продавать ее в России с громадным дисконтом и не нести убытки.

Промсвязьбанк активно сотрудничает с иностранными компаниями, которые производят и поставляют в Россию высокотехнологичное оборудование, сырье и вспомогательные материалы, товары широкого потребления и осуществляют строительство объектов различного назначения. Сегодня партнерами банка являются многие известные зарубежные компании. При этом большое количество ведущих иностранных компаний из самых разных секторов (автопроизводители, производители компьютерной и бытовой техники) принимают прямые гарантии Промсвязьбанка без подтверждения для проведения операций по торговому финансированию, что позволяет импортерам сократить свои расходы.

Потребителями этих продуктов банка могут быть практически все, кто связан с внешнеэкономической деятельностью, как юридические лица любой формы собственности, так и индивидуальные предприниматели. Вообще-то, по словам Александра Мещерякова, продуктами пользуются компании любой величины, но чаще всего те, чья выручка в год оставляет от 1,5 млрд до 20 млрд руб. «Эти компании входят в сегмент предприятий «выше средней величины», но именно такие компании уже не относятся к клиентам малого и среднего бизнеса, и к ним не применимы довольно четко структурированные методы работы для предприятий МСБ российских банков. Но при этом данные компании еще слишком малы, чтобы быть интересными для иностранных банков. Поэтому у таких компаний нет доступа ни к средствам, выделяемым государством банкам для работы с малым и средним бизнесом, ни к дешевому международному фондированию», – говорит Мещеряков.

Таким образом, у компаний, пользующихся торговым финансированием, есть еще и третий бонус: работая при помощи Промсвязьбанка с зарубежными финансовыми организациями, они формируют свою кредитную историю на международном рынке заимствований.

Чаще всего клиенты банка используют такие формы торгового финансирования, как аккредитивы и гарантии.

Аккредитив – это обязательство банка произвести платеж продавцу (бенефициару) товара в определенные сроки по предъявлении установленного пакета документов. Как правило, по аккредитиву предъявляется транспортный документ, свидетельствующий об отгрузке, страховой полис и инвойс продавца. Но стороны вправе согласовать любые другие документы, устраивающие их, например, отчет независимого сюрвейера о качестве отгружаемого товара. Обязательно соблюдение условия предъявления бенефициаром отгрузочных документов в соответствии с условиями аккредитива, иначе платежа не будет. Банк выдает аккредитивы на безотзывной основе. Промсвязьбанк берется выдавать аккредитивы до 100% стоимости контракта, при этом аккредитив может быть предоставлен на поставку любых товаров и из любых стран.

Главный финансовый директор группы компаний «Карло Пазолини» Елена Корнеева рассказала, что их группа пользуется двумя видами аккредитивов из линейки торгового финансирования Промсвязьбанка – аккредитивами с дальнейшим постфинансированием и аккредитивами Stand By, которые компания использует в виде гарантий по договорам аренды своих американских магазинов.

Carlo Pazolini (Карло Пазолини) – международная компания, один из лидеров российского обувного рынка в средне-примиальном  ценовом сегменте, имеющая сеть фирменных магазинов в Италии, России, Чехии, Украине, Азербайджане, Молдавии, Казахстане, США, Великобритании.

«Аккредитивы с дальнейшим постфинансированием – это очень удобный продукт, он гарантирует, что ты и деньги заплатил, и ожидаемый продукт за эти средства получишь», – отмечает Елена Корнева. Для поставщика товара этот продукт удобен тем, что аккредитив гарантирует, что он заказанную клиентом продукцию обязательно продаст, для получателя продукции эта форма расчета удобна тем, что она платит средства не сразу. «Мы – высокорентабельная  компания. Но при этом имеем длительный оборотный цикл, фактически мы заказываем у наших поставщиков всего две коллекции обуви в год – осенне-зимнюю и весенне-летнюю, поэтому нам удобнее, когда выплату средств за нас гарантирует банк, а мы же на полгода не изымаем из оборота свои средства», – говорит Елена Корнеева. Кроме того, она считает, что этот продукт еще и достаточно дешев, если сравнивать его с классическим кредитованием, даже если привлекать заемные средства на международном рынке. «По сравнению с кредитованием на западном рынке стоимость денег при использовании аккредитивной формы расчетов ниже в 1,5–2 раза, а по сравнению с ценой валютных займов на российском рынке – примерно в 2,5–3 раза», –сообщила Елена Корнеева.

Аккредитивы Stand By (Stand-by Letter of Credit) также помогают компании не отвлекать на депозит, который компания обязана держать на счете арендодателя в США, живые деньги. По словам Елены Корнеевой, банк выпускает аккредитив сроком на год и этот продукт снимает риски арендодателя компании – тот уверен, что при любой ситуации он свои средства получит.

«Аккредитивы – продукт, который рождался в муках между поставщиками продукции в Россию,  компаниями, торгующими у нас в стране, и банками двадцать лет назад, но я могу сказать, что эти муки были ненапрасными. Для компаний, работающих с международными поставщиками, это удобно и самое главное – недорого», – считает финансовый директор группы компаний «Карло Пазолини»

Финансовый директор группы компаний БНС Руслан Шведков отметил, что его компания пользуется другими продуктами Промсвязьбанка – гарантиями и кредитами.

Группа компаний БНС занимается розничной продажей одежды и аксессуаров (около 140 магазинов) и обладает эксклюзивными правами на территории России и в ряде стран СНГ на такие известные бренды, как Calvin Klein, MEXX, Michael Kors, Topshop/Topman и SIA.

Гарантия – это тоже форма резервного аккредитива: обязательство банка произвести платеж против предоставления бенефициаром требования на платеж. Банк не имеет права свое обязательство отозвать. Этот инструмент выполняет функцию обеспечения, в том случае если обязательства по поставке товара не выполняются. Промсвязьбанк выдает гарантии как сам, так и предлагает клиентам воспользоваться услугами зарубежных банков – своих контрагентов – путем выставления контр-гарантии.

Руслан Шведков объясняет удобство гарантии – этот инструмент позволяет пользоваться отсрочкой в исполнении контракта всего за 1,5–2% годовых.

Кредитами же банка компания пользуется тогда, когда поставщик просит предоплату по контракту, но при этом предоставляет за это хорошие скидки на свою продукцию. При этом компания пользуется кредитами даже тогда, когда у нее наблюдается избыток ликвидности. «Это делается, например, для того, чтобы избежать валютного риска, ведь все помнят, как, например, в мае 2012 года курс доллара за месяц подскочил на 3 рубля. А банк имеет прямой доступ на валютный рынок, и он может захеджировать риск изменения валютного курса, купив фьючерс на изменение курса рубля или другой валюты. Вот и еще один плюс продуктов торгового финансирования», – считает Шведков.

Кроме того, Шведков отмечает еще один плюс Промсвязьбанка при сопровождении сделок внешнеэкономической деятельности компании – сравнительно невысокую комиссию за валютный контроль, то есть за то, что банк проверяет правильность оформления паспортов сделок компании при трансграничных платежах.

«А также я ценю в этом банке его клиентоориентированность и дружелюбие персонала: все вопросы решаются четко и быстро», – резюмирует Руслан Шведков.

«Не бойтесь сложных инструментов, они сложны только с виду, но позволяют минимизировать все риски внешнеэкономический деятельности», – говорит Александр Мещеряков и призывает все российские компании задуматься над этим.

ОАО «Промсвязьбанк» Генеральная лицензии на осуществление банковских операций № 3251, выдана Банком России 17.08.2012

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+