К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лидеры рейтинга самых дорогих компаний Рунета — 2022

Фото Oleg Nikishin / Getty Images
Фото Oleg Nikishin / Getty Images
Forbes опубликовал очередной рейтинг 30 самых дорогих компаний Рунета. Лидеры списка — в нашей фотогалерее.

Начало 2022 года было трудным для инвесторов во всем мире. Индекс широкого рынка S&P 500 снизился на 8% с исторического максимума, достигнутого на торгах 3 января, а высокотехнологичный индекс Nasdaq-100 упал на 13% с ноября 2021 года. Акции российских интернет-компаний за последние три месяца потеряли в цене около 50%.

Больше остальных пострадали маркетплейсы, агрегаторы такси и сервисы доставки еды. На обвал российских бумаг повлияла повышенная волатильность в регионе (индекс MSCI Russia снизился примерно на 25%), падение индекса Nasdaq-100, планы ФРС по свертыванию программы количественного смягчения и перспективы роста инфляции, следует из аналитической записки банка Goldman Sachs от 21 января 2022-го.

В США более 220 крупных публичных компаний (капитализация каждой не менее $10 млрд) подешевели минимум на 20% с исторических максимумов. В этом списке Netflix, Twitter, Disney и Salesforce. Упал интерес инвесторов и к другим бенефициарам пандемии — акции Zoom торгуются на уровне мая 2020 года, а бумаги производителя фитнес-оборудования для дома Peloton стоят ниже их оценки в ходе IPO в сентябре 2019 года.

 

То же самое происходит и с российскими компаниями: если год назад Ozon стоил более $10 млрд, то теперь его капитализация упала в два раза, до $4,7 млрд. Снизилась оценка и крупнейшего в России маркетплейса Wildberries. Подешевели агрегатор такси «Ситимобил» и сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club. Сервис по аренде и продаже недвижимости «Циан», который инвесторы во время IPO в ноябре 2021-го оценили в $1,1 млрд, к 2 февраля подешевел до $630 млн.

Российским компаниям будет все сложнее привлекать средства для развития из-за повышения процентных ставок по всему миру — больше всего это затронет e-commerce, ведь этот бизнес наиболее капиталоемкий, отмечают в Goldman Sachs.

 

В конце января 2022-го стало звучать все больше апокалиптических прогнозов. По оценке миллиардера и основателя инвестиционной компании GMO Джереми Грэнтэма, сейчас на рынке сформировался четвертый за последние 100 лет суперпузырь, который вот-вот лопнет, что может привести к общему падению благосостояния американцев на $35 трлн.

Редакция Forbes благодарит за помощь в подготовке рейтинга партнера исследовательской компании Data Insight Бориса Овчинникова, гендиректора компании «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова и аналитика по технологическому и потребительскому секторам Renaissance Capital Кирилла Панарина.

№1 «Яндекс»
Семен Кац для Forbes

№1 «Яндекс»

Сфера: поиск, реклама, сервисы, интернет-торговля, такси
Стоимость: $17 397 млн
Руководитель: Тигран Худавердян (на фото)
Год основания: 2000
Сайт: yandex.ru

В течение 2021 года «Яндекс» три раза повышал годовой прогноз по выручке — бизнес компании рос более высокими темпами, чем ожидалось. В сентябре «Яндекс» впервые создал новую компанию ClickHouse на базе собственной технологии: инвесторы оценили ее в $2 млрд. «Яндекс» также открыл прием заявок в Москве на участие в первом тестировании беспилотных такси, над которыми он работает с 2017 года. А в ноябре компания выпустила первую партию своих серверов, изготовленных в Зеленограде.

№2 Wildberries
Иван Кайдаш для Forbes

№2 Wildberries

Сфера: маркетплейс
Стоимость: $7635 млн
Руководитель: Татьяна Бакальчук (на фото)
Год основания: 2004
Сайт: wildberries.ru

Крупнейший российский маркетплейс обязан своим существованием Татьяне Бакальчук. Она владеет и управляет компанией с оборотом 844 млрд рублей. За год компания выросла примерно в два раза, почти 40% продаж обеспечили категории одежды, обуви и аксессуаров. Покупательская аудитория (MAU) — 113 млн, компания работает на рынках 19 стран. Wildberries трансформируется из онлайн-ретейлера в онлайн-платформу, объединяющую 500 000 российских предпринимателей (преимущественно МСБ) — на 400 000 больше, чем год назад.

№3 Avito

№3 Avito

Сфера: доска объявлений
Стоимость: $6227  млн
Руководитель: Владимир Правдивый (на фото)
Год основания: 2007
Сайт: avito.ru

Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России основали предприниматели из Швеции Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. В начале февраля 2021 года на сайте было размещено 89,9 млн объявлений, за год их число выросло на 17,4 млн. В минуту на сайте заключается 120 сделок. В среднем в месяц в 2021 году на сайте было 50 млн активных пользователей. В 2020 году выручка компании, по ее собственным данным, составила 29 млрд рублей, увеличившись за год на 20%, чистая прибыль — 10,6 млрд рублей.

№4 Ozon
Евгений Разумный·ТАСС

№4 Ozon

Сфера: маркетплейс
Стоимость: $4711 млн
Руководитель: Александр Шульгин (на фото)
Год основания: 1998
Сайт: ozon.ru

Один из пионеров российской интернет-торговли провел фантастическое IPO в конце 2020-го, разместив акции на Nasdaq, сейчас они торгуются почти втрое дешевле с максимума после размещения. В 2021-м компания показала рост показателя GMV (валовой оборот товаров и услуг) на 125%, до 445 млрд рублей, — выше ожиданий аналитиков. Количество заказов увеличилось с 74 млн в 2020 году до более чем 220 млн в 2021-м. Ассортимент товаров вырос более чем в семь раз и превысил 80 млн наименований.

№5 «1С»
Юрий Чичков для Forbes

№5 «1С»

Сфера: разработка программного обеспечения
Стоимость: $2674 млн
Руководитель: Борис Нуралиев (на фото)
Год основания: 1991
Сайт: 1c.ru

Один из крупнейших российских разработчиков и дистрибьюторов софта «1С» работает через партнерскую сеть, в которой более 10 000 организаций в 25 странах. Самые известные собственные разработки компании — программы системы «1С:Предприятие». Большую часть выручки компания получает от продажи софта. В ноябре 2021 года «1С» купила 51% в стартапе «АК» в обмен на инвестиции: проект разрабатывает сервис для учета налогов и встраивает его в интерфейс банков. Сумма сделки не раскрывалась.

№6 ЦФТ
Центр Финансовых Технологий

№6 ЦФТ

Сфера: IT
Стоимость: $2579 млн
Руководитель: Андрей Висящев (на фото)
Год основания: 1992
Сайт: cft.group

«Центр финансовых технологий» (ЦФТ) специализируется на автоматизации банковской и платежной индустрии, сфер ЖКХ и транспорта. Сервис принадлежит финансовой компании Profit House (основатели — Андрей Смирнов и Николай Кульков). Среди проектов холдинга — софт для устройств самообслуживания, например банкоматов, терминалов, мобильных банков. Компания выпускает и обслуживает единую транспортную карту и карту школьника, предоставляет IT-решения микрофинансовым организациям. ЦФТ имеет офисы в 12 регионах.

№7 HeadHunter
Пресс-служба компании HeadHunter

№7 HeadHunter

Сфера: доска объявлений
Стоимость: $2386 млн
Руководитель: Михаил Жуков (на фото)
Год основания: 2000
Сайт: hh.ru

HeadHunter — лидер среди сайтов по поиску работы в России и СНГ. В 2019-м компания разместилась на Nasdaq, и за два дня ее оценка выросла с $675 млн до $837 млн. В январе 2021 года группа закрыла сделку по покупке 100% конкурирующего сервиса Zarplata.ru за 3,5 млрд рублей, а в ноябре приобрела миноритарный пакет YouDo — сервиса, который помогает находить исполнителей для разных задач. В октябре HeadHunter запустила программу обратного выкупа акций для стимулирования сотрудников.

№8 «Лаборатория Касперского»
Сергей Бобылев·ТАСС

№8 «Лаборатория Касперского»

Сфера: разработка программного обеспечения, услуги в сфере кибербезопасности
Стоимость: $2382 млн
Руководитель: Евгений Касперский (на фото)
Год основания: 1997
Сайт: kaspersky.ru

«Лаборатория Касперского» — международная компания, работающая в сфере информационной безопасности. Около 80% продаж приходится на зарубежные рынки. Летом 2020-го «Лаборатория Касперского» увеличила до 47% свою долю в капитале российского производителя софта для совместной работы с документами «МойОфис». В 2021 году запустила систему для аналитики чрезвычайных ситуаций Kaspersky Neural Networks и вместе с восемью другими компаниями объявила о создании Альянса по защите детей в цифровой среде.

№9 «AliExpress Россия»
«AliExpress Россия»

№9 «AliExpress Россия»

Сфера: маркетплейс
Стоимость: $1906 млн
Руководитель: Дмитрий Сергеев (на фото слева), Лю Вэй 
Год основания: 2019
Сайт: aliexpress.ru

«AliExpress Россия» — СП китайской Alibaba, VK (бывшая Mail.ru Group), USM и Российского фонда прямых инвестиций. В 2021-м GMV компании показал рост за год на 46%, до 306 млрд рублей. Продажи российских селлеров маркетплейса составили порядка 110 млрд рублей, в общем обороте они увеличились в 2,2 раза, до 36%. На площадке 400 000 продавцов, из них четверть из России. Месячная аудитория превышает 35 млн. На январь 2022-го площадка была самым посещаемым отечественным маркетплейсом, по данным Mediascope.

№10 VK
Пресс-служба компании Ростелеком

№10 VK

Сфера: почта, соцсети, игры, сервисы
Стоимость: $1848 млн
Руководитель: Владимир Кириенко (на фото)
Год основания: 1998
Сайт: vk.company

Компания VK сменила название с Mail.ru Group осенью 2021 года. В ее совместное предприятие со «Сбером» входят агрегатор такси «Ситимобил», сервис доставки еды Delivery Club, сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат». В 2021-м VK объявила о смене акционеров: USM Group Алишера Усманова продала свой пакет структурам, связанным с «Газпромом». После этого новым главой VK стал Владимир Кириенко — бывший первый вице-президент «Ростелекома» и сын первого заместителя главы Администрации президента Сергея Кириенко.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+