Короли российской недвижимости — 2022. Рейтинг Forbes
Второй пандемийный год оказался для рынка коммерческой недвижимости не таким провальным, как 2020-й. «Ставки выросли, заполняемость выросла», — комментирует в беседе с Forbes один из участников рейтинга. Тем не менее к показателям 2019-го рынок не вернулся. По итогам года в Москве открылось 14 торговых центров, их площадь на 37,4% больше, чем в 2020 году, подсчитал управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков. Но многие объекты стоят свободные: вакантность достигает 15% (+3,2 п. п. к 2020 году).
Из 14 торговых центров только один можно назвать сравнительно крупным — активнее всего развиваются небольшие районные торговые центры, а не мегамоллы. «Сегмент торговых центров получил двойной удар. Первый был выражен в оборотах интернет-торговли, подавляющих розничный офлайн, второй — в локдауне, ограничениях и прочих последствиях ковида», — поясняет управляющий партнер IPG.Estate Иван Починщиков. Немного другая ситуация на офисном рынке. «В 2022 году сохранится высокий спрос, дефицит и рост ставок», — прогнозирует старший директор, руководитель отдела офисных помещений CBRE Елена Денисова. По ее оценке, доля свободных офисов класса А сократится до уровня 7–7,5%, это минимальное значение за 14 лет (сейчас вакантность порядка 8%).
Гостиничный сегмент развивался разнонаправленно. Отели, ориентированные на бизнес-туризм, продолжали страдать от нехватки постояльцев. Зато россияне привыкают путешествовать по стране, что хорошо сказывается на бизнесе курортных отелей. Владелец Gleden Invest Александр Клячин (№4) приобрел сеть санаториев у РЖД и развивает горнолыжный курорт Шерегеш в Кузбассе. Владелец Millhouse Роман Абрамович (№19) планирует строить базу отдыха на берегу Ладожского озера и люксовую гостиницу в Геленджике.
В рейтинге появился один новичок — компания Accent Capital, принадлежащая бывшему акционеру сети «Копейка» Александру Самонову. Компания существует давно, но вошла в рейтинг за счет общего роста складского рынка — в портфеле Accent три складских комплекса общей площадью 277 000 кв. м. По оценке Knight Frank, ввод новых площадей на рынке Московского региона составит по итогам года более 1,1 млн кв. м и станет максимальным с 2014 года, когда было введено более 1,6 млн «квадратов». Несмотря на это, склады все еще в дефиците, поэтому растет арендная ставка. В 2021 году она выросла на 25% и составила 5300 рублей за 1 кв. м в год, подсчитали специалисты S.A. Ricci.
По прогнозам компании, рост продолжится: ставка достигнет 5500 рублей уже в I квартале 2022-го. «Сложно представить себе негативный вариант развития событий для складской недвижимости», — заключает Новиков из Knight Frank. «Золотая эпоха» складского рынка не закончена, он продолжит расти и развиваться», — подтверждает и старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной и недвижимости CBRE Антон Алябьев. В 2021 году как минимум два участника рейтинга, которые раньше занимались исключительно коммерческой недвижимостью, повернулись в сторону жилья. Цены на московские квартиры взлетели на 25–30%, и это не могло не привлечь внимания бизнесменов.
Многолетний лидер рейтинга группа «Киевская площадь» и ее совладелец Год Нисанов стали владельцами 10% акций девелоперской компании «Самолет», которая застраивает Подмосковье жилыми микрорайонами. PPF Group (№13) строит свой первый жилой проект homecity. Группа «Абсолют» Александра Светакова спустилась с 8-го на 28-е место рейтинга рантье, потому что последовательно сокращает портфель коммерческой недвижимости и концентрируется на застройке земель жилыми проектами. В 2019 году у «Абсолюта» было 283 000 кв. м офисных площадей и 310 830 кв. м торговых. В 2021 году осталось 83 400 кв. м и 63 800 кв. м соответственно. Жильем в той или иной степени занимаются 12 из 30 участников рейтинга.
Как мы считали
Ведущие консалтинговые компании рынка недвижимости проанализировали списки объектов, принадлежащих участникам списка, и дали оценки арендного дохода. В работе над рейтингом нам помогали PWC, JLL, CBRE, Colliers International. Кроме того, мы пользовались данными самих компаний-участников, а также открытыми источниками и базой «СПАРК-Интерфакс». В рейтинге приведен арендный доход, который могла бы принести коммерческая недвижимость, принадлежащая компании. Площади, которые используются для нужд самой компании, не учитываются. В этом году мы публикуем арендный доход 2021, 2020 и 2019 годов, чтобы показать, как пандемия сказалась на бизнесе каждого из участников и кто восстанавливается быстрее.