Если первый рейтинг лучших работодателей, над которым редакция Forbes работала в 2019 году, был по сути HR-премией и на итоговый балл в основном влияли заработные платы, социальный пакет и условия труда, то уже в 2020-м мы учитывали экологический след и социальную ответственность компаний-участниц.
Этой логики Forbes придерживался и в 2021 году, когда совместно с компанией KPMG (в 2022 году российский офис начал работать под брендом Kept) существенно изменил методологию рейтинга. Мы учли стремительно возросшее в мире влияние ESG-повестки (Environmental, Social, Governance), объединив метрики, по которым оценивались компании, в три группы: «Сотрудники и общество» (S), «Экология» (E) и «Корпоративное управление» (G).
После начала «специальной военной операции»* на Украине в феврале 2022 года российская экономика стала мировым лидером по количеству наложенных на нее санкций, а для многих компаний вопросы устойчивого развития отошли на второй план, сменившись заботой о банальном выживании и сохранении рабочих мест. ESG в России вовсе не умер, утверждают эксперты, с которыми Forbes пообщался при работе над рейтингом лучших работодателей, но компаниям еще предстоит понять, какие из самых современных бизнес-практик для них имеют наибольшую ценность.
Мы учли новые реалии 2022 года в методологии 2022 года: акцентировали основное внимание на социальных параметрах, например оценивали наличие у компаний политик well-being, выходящих за рамки привычного социального пакета, учитывали, кто из участников рейтинга смог не сократить штат в кризисных условиях и увеличить заработную плату, отказались от нерелевантных в текущий момент показателей прозрачности и наличия независимых членов в советах директоров.
Как и в прошлом году, мы не присваивали участникам места, а распределили их по четырем группам: «Платина», «Золото», «Серебро» и «Бронза» в зависимости от набранных баллов. А участники экспертного жюри в ходе анонимного голосования могли повысить или понизить статус компании на один уровень.
Количество компаний, вошедших в рейтинг, выросло с 104 до 118. Если в прошлом году в платиновой группе было представлено 11 компаний, в этом году их уже 17. Среди них три банка (ВТБ, «Сбер», Тинькофф Банк), «большая четверка» телеком-операторов («Вымпелком», «Мегафон», МТС и «Ростелеком»), три IT-компании («Яндекс», Avito, VK) и сразу три «дочки» иностранных компаний: IKEA, Mars, Procter & Gamble и Unilever. В этом году из четверки осталась только Unilever. Mars и Procter & Gamble объявили об остановке инвестиций в России и не вошли в рейтинг. А IKEA фактически ушла из страны, уволив 10 000 сотрудников из 12 000.
Forbes благодарит за комментарии к методологии и участие в экспертном жюри основателя и CEO платформы Changellenge Андрея Алясова, вице-президента по кадрам и системе управления НЛМК Михаила Архипова, директора по устойчивому развитию UC Rusal Ирину Бахтину, заместителя директора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимира Горчакова, руководителя органа по сертификации «Экологический союз» Евгению Кузнецову, руководителя департамента стратегии и корпоративного развития — старшего вице-президента банка ВТБ Владимира Левыкина, директора департамента устойчивого развития «Росатома» Полину Лион, менеджера по устойчивому развитию «Яндекса» Дарью Мухортову, руководителя направления по устойчивому развитию Тинькофф Банка Татьяну Полякову, директора по организационному развитию и бренду работодателя VK Артёма Попова, директора по устойчивому развитию «Сибур Холдинга» Максима Ремчукова, заместителя генерального директора You Social Полину Савельеву, директора по стратегическим программам HR «Ростелекома» Юлию Терещенко, управляющего директора — начальника управления HR-бренда, маркетинга и коммуникаций «Сбера» Артёма Фатхуллина и руководителя по устойчивому развитию «Вымпелкома» Евгению Чистову.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.