К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Платиновая группа: 17 лидеров рейтинга лучших работодателей России — 2022

Производство SPLAT в Новгородской области (Фото Петра Антонова для Forbes)
Производство SPLAT в Новгородской области (Фото Петра Антонова для Forbes)
В новый рейтинг лучших работодателей России вошли 118 компании, в соответствии с методологией они разделены на четыре группы: «Платина», «Золото», «Серебро» и «Бронза». Лидерами рейтинга стали 17 компаний платиновой группы. Ее покинули сразу три «дочки» иностранных компаний, зато появилась большая четверка российских телеком-операторов и сразу три промышленных гиганта

Последние несколько лет мир захватила повестка устойчивого развития, выраженная в аббревиатуре ESG (Environment, Social, Governance). Политики и общественные деятели рассуждали о капитализме с человеческим лицом, инвестфонды наперебой хвастались объемами зеленых инвестиций и брезгливо морщились при разговоре о старых промышленных компаниях, работающих по негуманным принципам XX века, финансисты заполнили рынок биржевыми фондами, ориентированными на бумаги социально ответственных компаний, а в расследовательской журналистике возник новый тренд green washing — разоблачение компаний, прикрывающих губительные для планеты методы громкими заявлениями о защите окружающей среды.

В 2022 году аббревиатура ESG оказалась в центре политического скандала в США, вызвав волну критики от заметных членов Республиканской партии. В августе бывший член Сената от Техаса и действующий контролер за финансами штата республиканец Гленн Хегар опубликовал список из 10 финансовых компаний и 348 инвестфондов, чье увлечение ESG пагубно сказывается на инвестициях в нефтегазовую отрасль, и предложил государству не иметь с ними дела. Парадокс в том, что, например, попавший под горячую руку Хегара холдинг BlackRock является одним из крупных держателей акций нефтяных ConocoPhilips и Exxon Mobil. А как подсчитал Bloomberg, 14% компаний из списка техасского политика и вовсе не соответствуют ESG-критериям.

Но атака на ESG со стороны американских политиков-республиканцев не закончилась. Губернатор Флориды Рон Десантис запретил пенсионным фондам ориентироваться на ESG-риски при выборе компаний для инвестиций. Кандидат в Сенат от республиканской партии в Аризоне Блейк Мастерс называл ESG экзистенциальной угрозой для Соединенных Штатов.

 

В России ESG-повестка столкнулась с другими вызовами. После начала «специальной военной операции»* на Украине Россия оказалась отрезана от западных инвестиций — именно внимание иностранных фондов было для российских компаний важным поводом для участия в многочисленных ESG-рейтингах. Сотни иностранных компаний, выступавших проводниками идей устойчивого развития, заявили о сворачивании инвестиций и продаже активов в стране. Крупные отечественные компании под угрозой санкций прислушались к рекомендациям ЦБ: либо полностью закрыли отчетность, либо начали выпускать ее в урезанном виде. Многие сосредоточились на текущем выживании в ущерб долгосрочным зеленым и социальным инвестициям.

Forbes четвертый год подряд составляет рейтинг лучших работодателей России, в рамках которого мы оцениваем компании по всем трем составляющим аббревиатуры ESG: «Сотрудники и общество» (S), «Экология» (E) и «Корпоративное управление» (G). В методологии этого года мы сделали акцент на социальных параметрах, которые в условиях экономического кризиса оказались наиболее актуальны для российских компаний.

 

В четвертый рейтинг лучших работодателей вошли 118 компании (год назад их было 103), платиновый статус получили 17 (против 11 в 2021-м). Из платиновой, наивысшей группы рейтинга, выбыли сразу три «дочки» иностранных компаний: объявившие об остановке инвестиций Mars и Procter & Gamble, а также IKEA, фактически ушедшая из страны и уволившая 10 000 сотрудников из 12 000. Зато в платиновой группе появилось много новых имен.

Подробнее о лидерах рейтинга — в фотогалерее Forbes.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 
ВТБ

ВТБ

Второй банк страны, по собственным данным, является лидером в размещении ESG-облигаций: более 270 млрд рублей за 2020 и 2021 годы. А портфель зеленых кредитов превысил 60 млрд рублей. ВТБ также активно вкладывается в социальные проекты. Банк оказывает помощь более чем 20 больницам, а в спортивных учреждениях, спонсируемых ВТБ, занимаются более 100 000 человек. Вместе с МГУ банк участвует в фонде содействия развитию науки «Институт «Вега», основная задача которого — поддержка и развитие школы финансовой математики в России.

«Вымпелком»

«Вымпелком»

В ноябре 2022 года группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором Александром Торбаховым договорилась о выкупе «Вымпелкома» у нидерландского холдинга VEON (бывший VimpelCom). В 2021 году «Вымпелком» за счет внедрения зеленых технологий предотвратил выброс парниковых газов объемом 8700 т в эквиваленте CO2, что сопоставимо с поглощающей емкостью леса площадью более 2500 га. Компания продолжила сотрудничество с поисковым отрядом «ЛизаАлерт»: благодаря решению «Beeline AI – Поиск людей» проанализировано более 700 000 снимков и найдено 42 человека.

«Мегафон»

«Мегафон»

В 2021 году компания реализовала 22 благотворительных проекта. Расходы составили почти 430 млн рублей, 90% из которых распределены на программы приоритетных направлений для «Мегафона» — развитие доступной цифровой и образовательной среды. С 2019 года компания развивает проект «Мегафон Экология» — платформу экологического мониторинга, автоматизирующую сбор данных о состоянии окружающей среды (воздух, вода, почва, физические факторы), а также обработку и анализ этих данных.

МТС

МТС

В 2021 году компания провела более 500 социальных мероприятий, из них большая часть под брендом МТС Live (341 мероприятие) — это выступления артистов и театральные гастроли. В 2021 году МТС Live развивала собственное театральное направление: компания стала партнером крупных театров, например Государственного академического театра им. Моссовета, а также инвестировала в собственные постановки и мюзиклы. Еще один проект МТС, «Городские легенды», направлен на поддержку и развитие внутреннего туризма.

НЛМК

НЛМК

В 2021 году компания утвердила климатическую программу, предусматривающую снижение удельной эмиссии к 2030 году до 1,72 т СО2 на тонну стали. Ключевым проектом программы является создание нового горно-металлургического производства на базе Стойленского ГОКа «Зеленый горизонт». Электродуговой способ производства стали с использованием железорудного сырья без применения кокса позволит снизить эмиссию CO2 в два раза по сравнению с доменно-конвертерной технологией.

«Росатом»

«Росатом»

По данным компании, атомные электростанции России позволяют ежегодно экономить выбросы более 100 млн т в эквиваленте CO2. А все действующие АЭС российского дизайна экономят в мире более 210 млн т в эквиваленте CO2 в год. В 2021 году холдинг разместил первый отраслевой выпуск зеленых облигаций по программе «Ветроэнергетика» номинальным объемом 10 млрд рублей. Также «Росатом» отвечает за создание комплексной системы работы с отходами I и II класса опасности (чрезвычайные и высокоопасные отходы).

«Ростелеком»

«Ростелеком»

С 2014 года у компании работает совместный с Пенсионным фондом России проект «Азбука интернета», помогающий людям пожилого возраста освоить компьютер и получить навыки работы в интернете. За это время 400 000 пенсионеров приняли участие в программе. За три года «Ростелекому» удалось сильно снизить водопотребление (2,37 млн куб. м в 2018 году — 1,85 млн куб. м в 2021-м) и, соответственно, сбросы сточных вод (2,11 млн куб. м — 1,7 млн куб. м), при этом около 1% сточных вод сбрасывается непосредственно в водные объекты.

«Сбер»

«Сбер»

В 2021 году банк направил на благотворительные проекты 7,25 млрд рублей. Самая крупная часть расходов — 28% — поддержка научных разработок и охрана окружающей среды. Далее идут здравоохранение и культура: 19% и 16% соответственно. Сбербанк сотрудничает более чем с 170 благотворительными фондами и развивает собственные инициативы, в том числе благотворительный фонд «Вклад в будущее» и платформу «СберВместе» для сбора пожертвований в адрес благотворительных фондов и других некоммерческих организаций.

«СИБУР Холдинг»

«СИБУР Холдинг»

В 2022 году компания посадила более 1 млн деревьев на площади 266 га в шести регионах России в рамках программы «Зеленая формула», а также открыла карбоновый полигон с современными лабораториями и смарт-теплицами на базе Воронежского государственного лесотехнического университета. Цель программы «Зеленая формула» — компенсация климатического воздействия предприятий «СИБУР Холдинга». В планах компании посадить 5 млн деревьев до 2025 года.

Тинькофф Банк

Тинькофф Банк

В 2021-2022 через инфраструктуру, которую развивает банк, в благотворительные фонды было направлено более 1,5 млрд рублей. «Тинькофф» развивает «Поддержка будет», в рамках которого выделяет средства на организационное развитие некоммерческих организаций.
В ноябре 2022 года банк запустил проект «Близко к сердцу», который поможет клиентам начать делать регулярные пожертвования в индивидуально подобранные для них благотворительные фонды. Специальная нейросеть проанализировала более 100 млн записей данных пользователей, от персональных данных до транзакций, и на их основе сделала выбор трех проверенных благотворительных фондов. Например, если у клиента банка основная категория трат — продукты питания, то алгоритм выбрал для него фонды, которые собирают продуктовые корзины для нуждающихся.

«ЭФКО»

«ЭФКО»

Крупнейший масложировой холдинг России активно инвестирует в альтернативные продукты питания, связанные с зеленой повесткой. Это растительное мясо на основе растительных белков, сладкие белки как альтернатива сахару, а также изучение клеточного питания. Клеточное питание, в основе которого лежит изучение природы человеческих клеток и их взаимодействия, позволит разработать индивидуальное питание для каждого человека, а это приведет к увеличению продолжительности и повышению качества жизни людей.

«Яндекс»

«Яндекс»

В 2021 году одним из ключевых направлений ESG-повестки для компании стало развитие доступного и качественного IT-образования. По данным «Яндекса», более 6 млн человек приняли участие в бесплатных образовательных проектах компании в 2020-2021 годах. Почти 80% студентов «Яндекс Практикума», обучившихся новой профессии, находят работу по новой специальности. Сейчас перед компанией новый вызов—– разделение активов на российскую и международную части, а также изменение структуры собственности и корпоративного управления.

Avito

Avito

В октябре 2022 года крупнейший сервис частных объявлений в Рунете поменял собственников –— иностранных на российских. Новым владельцем Avito стал бывший участник рейтинга богатейших россиян Forbes Иван Таврин, выкупивший долю у нидерландской компании Prosus. По оценке Avito, перепродажа товаров снижает нагрузку на экологию. По данным компании, в 2021 году благодаря сервису его пользователи предотвратили выброс 24 млн т парниковых газов и сэкономили годовой объем энергопотребления трех городов-миллионников.

SPLAT Global

SPLAT Global

Производитель зубных паст, средств для личной гигиены и бытовой химии уже 12 лет поддерживает программу CO2-нейтрального производства и компенсирует выделение углекислого газа, высаживая деревья по всему миру. Splat уже посадил более 200 000 деревьев. Также в компании действует «Комитет добрых дел» — волонтерское объединение сотрудников, которое помогает российским благотворительным фондам и организует стажировки и экскурсии для школьников на производство.

Unilever

Unilever

В 2021 году компания Unilever в России представила стратегию устойчивого развития до 2030 года. К этому сроку планируется снизить уровень выбросов до нуля на производстве, а все ингредиенты, используемые в производстве, должны быть заменены на 100% биоразлагаемые. Еще одно публичное обязательство компании — к 2025 году весь пластик, используемый в упаковке товаров Unilever, должен перерабатываться или быть пригодным к компостированию.

VK

VK

Два основных благотворительных проекта компании — сервис «Добро Mail.ru» и фонд «Код Добра». На платформе «Добро Mail.ru» собираются пожертвования для благотворительных фондов и некоммерческих организаций: в 2021 году благотворительные сборы составили 188 млн рублей. Фонд «Код Добра» помогает организациям, прошедшим проверку сервиса «Добро Mail.ru». В 2021 году этот фонд собрал 96 млн рублей. Еще одна социальная инициатива VK — стипендии для студентов российских университетов. В 2022 году бюджет программы составит 30 млн рублей.

X5 Group

X5 Group

В 2021 году в торговой сети «Пятерочка» открылись пилотные магазины, использующие электроэнергию от солнечных батарей, а магазины в Карелии были переведены на потребление гидроэнергии. Компания X5 Group также направила на благотворительные программы 178 млн рублей. С 2015 года у компании работает социальный проект «Корзина доброты» по передаче продовольственной помощи нуждающимся. В 2021 году было собрано почти 356 т продовольствия, а помощь получили 185 000 человек.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+