Платиновая группа: 17 лидеров рейтинга лучших работодателей России — 2022
Последние несколько лет мир захватила повестка устойчивого развития, выраженная в аббревиатуре ESG (Environment, Social, Governance). Политики и общественные деятели рассуждали о капитализме с человеческим лицом, инвестфонды наперебой хвастались объемами зеленых инвестиций и брезгливо морщились при разговоре о старых промышленных компаниях, работающих по негуманным принципам XX века, финансисты заполнили рынок биржевыми фондами, ориентированными на бумаги социально ответственных компаний, а в расследовательской журналистике возник новый тренд green washing — разоблачение компаний, прикрывающих губительные для планеты методы громкими заявлениями о защите окружающей среды.
В 2022 году аббревиатура ESG оказалась в центре политического скандала в США, вызвав волну критики от заметных членов Республиканской партии. В августе бывший член Сената от Техаса и действующий контролер за финансами штата республиканец Гленн Хегар опубликовал список из 10 финансовых компаний и 348 инвестфондов, чье увлечение ESG пагубно сказывается на инвестициях в нефтегазовую отрасль, и предложил государству не иметь с ними дела. Парадокс в том, что, например, попавший под горячую руку Хегара холдинг BlackRock является одним из крупных держателей акций нефтяных ConocoPhilips и Exxon Mobil. А как подсчитал Bloomberg, 14% компаний из списка техасского политика и вовсе не соответствуют ESG-критериям.
Но атака на ESG со стороны американских политиков-республиканцев не закончилась. Губернатор Флориды Рон Десантис запретил пенсионным фондам ориентироваться на ESG-риски при выборе компаний для инвестиций. Кандидат в Сенат от республиканской партии в Аризоне Блейк Мастерс называл ESG экзистенциальной угрозой для Соединенных Штатов.
В России ESG-повестка столкнулась с другими вызовами. После начала «специальной военной операции»* на Украине Россия оказалась отрезана от западных инвестиций — именно внимание иностранных фондов было для российских компаний важным поводом для участия в многочисленных ESG-рейтингах. Сотни иностранных компаний, выступавших проводниками идей устойчивого развития, заявили о сворачивании инвестиций и продаже активов в стране. Крупные отечественные компании под угрозой санкций прислушались к рекомендациям ЦБ: либо полностью закрыли отчетность, либо начали выпускать ее в урезанном виде. Многие сосредоточились на текущем выживании в ущерб долгосрочным зеленым и социальным инвестициям.
Forbes четвертый год подряд составляет рейтинг лучших работодателей России, в рамках которого мы оцениваем компании по всем трем составляющим аббревиатуры ESG: «Сотрудники и общество» (S), «Экология» (E) и «Корпоративное управление» (G). В методологии этого года мы сделали акцент на социальных параметрах, которые в условиях экономического кризиса оказались наиболее актуальны для российских компаний.
В четвертый рейтинг лучших работодателей вошли 118 компании (год назад их было 103), платиновый статус получили 17 (против 11 в 2021-м). Из платиновой, наивысшей группы рейтинга, выбыли сразу три «дочки» иностранных компаний: объявившие об остановке инвестиций Mars и Procter & Gamble, а также IKEA, фактически ушедшая из страны и уволившая 10 000 сотрудников из 12 000. Зато в платиновой группе появилось много новых имен.
Подробнее о лидерах рейтинга — в фотогалерее Forbes.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.