«В сфере госзаказа годами складывались взаимоотношения между заказчиками и поставщиками, напоминавшие «закрытый клуб», в который вход для рядового предпринимателя представлялся невозможным». Это выдержка из записки Федеральной антимонопольной службы в связи с законопроектом по реформе системы государственного и муниципального заказа. Реформа преследовала несколько целей: добиться информационной прозрачности в сфере госзаказа, обеспечить равный доступ поставщиков к госзаказу, сократить затраты государства.
Любая компания может поучаствовать в государственных тендерах даже удаленно, через электронные торговые площадки, и, заподозрив нарушения, пожаловаться в ФАС. А любой гражданин, интересующийся госзаказами, может зайти на сайт Zakupki.gov.ru и найти нужную ему информацию. Именно с помощью этого сайта вся страна узнала о том, что МВД может закупать золотые кровати для дома приемов за 4 млн рублей, а «Газпром» — планшет для своего начальника Алексея Миллера за 120 млн рублей. Рейтинг «Короли госзаказа», который Forbes составляет не первый год, был бы невозможен без инструментов контроля, созданных по воле государства. Теперь мы знаем, кто, что, по какой цене и кому поставил, и даже можем проследить, насколько поставщик аффилирован с заказчиком. Только видимая прозрачность госзакупок мало что поменяла в системе госзаказа.
Заказчики дорогостоящих проектов по-прежнему хотят работать с определенными поставщиками и могут выбирать, кого хотят. Пока ты в «клубе», система госзаказа работает на тебя: к примеру, многие годы «Стройгазконсалтинг» был крупнейшим поставщиком «Газпрома», исправно получая подряды и заказы газовой монополии. Но как только отношения испортились (владелец компании Зияд Манасир пожаловался секретарю президентской комиссии по развитию ТЭК Игорю Сечину, что «Газпром» не оплачивал крупные подряды), этот кран перекрыли: за последний год «Стройгазконсалтинг» не выиграл ни одного тендера монополии и выпал из первой десятки рейтинга «Короли госзаказа». Можно жаловаться в ФАС, но даже если нарушения в тендерах найдут, на результаты, по крайней мере крупнейших тендеров, это никак не повлияет.
Государство создало отличные сервисы, но функцию реформы системы госзаказа они не выполняют. Как и в начале 2000-х, существуют «закрытые клубы» заказчиков и поставщиков, которые делают все то же самое, что и раньше, только теперь открыто, на глазах у изумленной публики.