Еще по стаканчику: в России произвели и съели рекордный объем мороженого
За 11 месяцев 2023 года производство мороженого в России выросло на 12%, до 498 000 т, подсчитали по просьбе Forbes специалисты Национального объединения производителей молока «Союзмолоко». Всего за прошлый год, по данным Союза мороженщиков России (есть у Forbes), предприятия произвели более 524 000 т.
Эти данные могут свидетельствовать о том, что в прошлом году отрасль установила исторический рекорд. Заместитель генерального директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина напоминает, что по официальным данным, в 2021 году было произведено 527 000 т, но отмечает, что с этой цифрой тогда согласились не все эксперты: «Предполагалось, что она завышена на 20 000–40 000 т, так что реальным рекордом стал именно результат 2023 года». Ряд других участников рынка тоже считают, что объем производства в 2021 году был подсчитан некорректно. «Реальный объем производства был менее 500 000 т», — уверен гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев.
При этом в 2022 году отрасль пережила ощутимое падение: за год было выпущено, по данным «Союзмолока», всего 468 000 т мороженого. Опрошенные Forbes эксперты прогнозируют, что в 2024 году отрасль прибавит еще 5%.
Пошла жара
В денежном выражении продажи мороженого в 2023 году, по данным аналитиков Nielsen, с которыми ознакомился Forbes, увеличились на 10,7%, рост 2022 к 2021-му составил 11,5%. В натуральном выражении сегмент в прошлом году расширился на 6,9%, в 2022-м наблюдался провал в 8,1%. «Лето 2021 года также было жарким, и динамика следующего года просела из-за эффекта высокой базы и более прохладной температуры», — пояснил представитель компании. Абсолютные цифры в компании не раскрыли.
Производство мороженого выросло вслед за спросом, который увеличился на 10%, полагает глава аналитического департамента «Союзмолоко» Алексей Воронин. На руку мороженщикам сыграли благоприятные погодные условия. «Бизнес сезонный, многое зависит от температуры, — объясняет Груздев из Streda Consulting. — В 2023 году с этим повезло, лето было довольно жарким и длинным». «По данным синоптиков, весна была аномальной теплой», — напоминает Уткина из Союза мороженщиков.
«Сказались и санкционные ограничения, — добавляет Груздев. — Значительно просел внешний туризм, и летом многие из тех, кто ранее выезжал за рубеж, остались дома и тратили средства на получение положительных эмоций уже внутри страны».
Спрос изменился не только количественно, но и структурно — покупателей потянуло на разнообразие и эксперименты, говорят собеседники Forbes. «Потребители стали обращать большее внимание не только на традиционную цельномолочную группу продукции, но и на десерты, в том числе на мороженое», — говорит Воронин. «Настает время именно импульсных, ярких и «радостных» продуктов», — искрится оптимизмом председатель совета директоров компании «Шин–Лайн» (казахстанский производитель мороженого) Дмитрий Докин. Имеет место, по его словам, и импортозамещение: рынок покинуло, например, мороженое Mars и потребители нашли ему замену, правда, ниша довольно скромная — всего 2500 т.
Традиционные для России сорта мороженого не потеряли популярности. «Что любопытно, в сегменте импульсного мороженого, рассчитанного на одну порцию и потребление сразу после покупки, эскимо наращивает долю продаж, а у мультипорционного мороженого заметен всплеск спроса не только летом, но и в новогодние праздники», — уточняет представитель Nielsen.
«Ролл-упаковки и ванночки с мороженым россиян стали интересовать меньше, — добавляет Докин. — А самым популярным типом импульсного мороженого является вафельный стаканчик, хотя эскимо и сэндвич наращивают долю рынка. С началом рыночной экономики, когда на рынок массово хлынуло импортное причудливое мороженое, от сахарных рожков до сорбетов, все думали, что простой брутальный стаканчик уйдет в историю. Но прошло 30 лет, а стаканчик и сегодня имеет 35% рынка».
Эконом класс
В пользу мороженого сыграло и то, что оно представлено в разных ценовых сегментах, и рост шел в том числе и за счет самого доступного предложения. Например, увеличение количества магазинов-дискаунтеров, где продается не очень дорогое мороженое, по словам Уткиной, очень способствовало росту спроса.
«Низкие цены на молочное сырье в первой половине 2023 года позволили производителям мороженого оставить цены на продукцию на уровне конца 2022 года», — подчеркивает Уткина. «Объективно цены на мороженое выросли только к концу 2023 года, — соглашается управляющий партнер центра изучения молочного рынка The DairyNews в России Михаил Мизин. — Сказались рост ключевой ставки и увеличение цен на сырье».
«И фабрики, и ретейлеры старались сдерживать рост розничных цен, — подтверждает Докин из «Шин–Лайн». — Если в январе–апреле 2023 года, по сравнению с аналогичными месяцами 2022-го, полочные цены одного килограмма мороженого росли на 11,7–22,9%, то в июле-ноябре рост цен резко затормозил до 6–7%. В среднем по году стоимость килограмма мороженого в рознице равнялась 684 рублям. Стоимость порционных вариантов мороженого, по данным Nielsen, составила 702 рубля за килограмм, в больших, «семейных» упаковках — 593 рубля за килограмм».
Наедим на новый рекорд
И производство, и потребление мороженого в 2024 году снова вырастет, уверены собеседники Forbes. Потребление мороженого, по оценке аналитиков Россельхозбанка, за прошлый год выросло с 3,1 до 3,3 кг на человека с перспективой роста до 4,4 кг к 2030-му, что также говорит о еще не исчерпанных возможностях внутреннего рынка.
Опрошенные эксперты соглашаются, что отрасли есть куда расти. «Возможен рост производства на 2-3%, а при хорошей погоде — и на все 5%», — полагает Груздев из Streda Consulting. «В 2024 году потенциал дальнейшего роста производства мороженого сохраняется, в том числе с ориентаций на экспортные поставки», — прогнозирует Воронин из «Союзмолоко».
Приятный ценник, который подстегивал спрос в 2023 году, вероятно, сохранится. «Мороженщики уже давно адаптировались к работе с сырьевыми компонентами при высокой волатильности цен и курсов валют, — объясняет Груздев. — Сахар, шоколад, наполнители и молочные компоненты, стоимость которых завязана на курсы валют и котировки мировых бирж, крайне нестабильны, но производители справляются с ценовыми скачками, и итоговая продукция остается доступной для потребителей».
Производственные мощности тоже позволяют нарастить объемы. «Основные же проблемы с сырьем, запчастями и самим оборудованием за прошедшие два года все же решили», — говорит Докин из «Шин–Лайн».
«Мороженое имеет очевидную пиковую сезонность в летние месяцы, поэтому общие мощности по выпуску существенно превышают актуальные объемы производства, — поясняет Груздев. — Это позволяет развивать экспорт, практически не инвестируя в расширение мощностей. Плюс в России вводятся в строй новые очереди предприятий и заявляются новые проекты».
При этом собеседники Forbes указывают, что риски для отрасли, способные помешать прогнозируемому росту, существуют. Один из вызовов года — новый этап в маркировке продукции. С 1 июня 2024 года в России стартует эксперимент, в рамках которого маркировать мороженое будут не порциями, а поэкземплярно. «Если партионный учет предприятия переживут достаточно спокойно, то более сложный артикульный вариант уже может потребовать от многих серьезного переоборудования упаковочных линий, а значит, и больших финансовых затрат», — предупреждает Груздев.
Дотянуться до Африки
Часть прогнозируемого роста производства может произойти за счет экспорта, полагают опрошенные эксперты. «2023 год оказался благоприятным для российских производителей мороженого, теперь задача — сохранить этот темп, — говорит Мизин из The DairyNews. — Потенциал роста внутреннего потребления имеет свои ограничения, поэтому драйвером может стать экспорт — прежде всего в страны ЕАЭС».
Рекордный объем мороженого Россия экспортировала в 2021 году — всего 33 000 т на $86 млн, подсчитали специалисты «Агроэкспорта» по просьбе Forbes. Тогда основным покупателем были США: 10 600 т на $29 млн, вместе с Канадой — 12 000 т, преимущественно за счет поставок Unilever.
«Изменение политической ситуации серьезно повлияло на список покупателей, но, даже ограничившись поставками в I квартале 2022-го, США и Канада все еще оставались вторым по значимости направлением по итогам всего года, — уточняет Груздев из Streda Consulting. — Всего в 2022 году за рубеж отправилось 16 000 т российского мороженого общей стоимостью $58 млн. На сокращении объемов сказалось решение Unilever прекратить экспорт из страны, а также остановка экспорта на Украину».
По словам Груздева, для российских производителей основные рынки сбыта теперь — это соседние государства и страны СНГ: Казахстан, Белоруссия, Монголия, Узбекистан. «Но мы дотягиваемся и значительно дальше, наше мороженое можно встретить в странах Азии и даже Африке, хотя речь идет о достаточно скромных объемах, которые еще и сократились за прошлый год на фоне сложностей с логистикой и валютным курсом, — говорит Груздев. — Сегодня на рынке Китая присутствуют многие наши компании, а вот, например, на жарком Африканском континенте работает только ГК «Айсберри» — но зато сразу в семи странах».
В 2023 году поставки за рубеж ожидаемо сократились: всего Россия поставила на внешние рынки 13 900 т мороженого на сумму $50,3 млн, сообщили Forbes аналитики «Агроэкспорта». Основные объемы пришлись на Казахстан ($21,32 млн, 6130 т), Белоруссию ($5,54 млн, 1410 т) и Монголию ($4,99 млн, 1770 т). «Значительно, в три раза, нарастил импорт отечественного мороженого Китай — всего до 410 т, хотя до пиковых значений 2021 года, когда экспорт превышал 1000 т, пока еще не дотянули, — добавляет Груздев. — Если вспомнить, что население КНР приближается к 1,5 млрд человек, становится понятно, насколько наши объемы поставок незначительны. Для серьезной работы на этом рынке потребуются консолидированные усилия всех производителей при активном участии государства».