В России впервые с начала года подорожало молоко: почему и что будет дальше
Впервые с начала года в России подорожало сырое молоко, сообщил в середине ноября в своем Telegram-канале Национальный союз производителей молока (Союзмолоко). В сентябре цены на него выросли на 1,1%, до 29,4 рубля за килограмм (без НДС, 3,4% жир, 3% белок), по отношению к августу.
Выросли, по сравнению с началом года, и цены на пастеризованное молоко — с 72,98 рубля на 9 января до 74,49 рубля на 20 ноября, по данным Росстата (доступно для скачивания). В обозримом будущем, прогнозируют эксперты, опрошенные Forbes, рост цен продолжится и перекинется на широкий спектр молочных продуктов. А молочная категория играет важную роль в ассортименте торговых розничных сетей: на нее, по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), приходится около 10% потребительской продуктовой корзины.
Рост после падения
Большую часть года цены на молоко были стабильны и даже демонстрировали тенденцию к снижению, свидетельствуют данные Росстата. Это негативно влияло на отрасль. В первой половине года производители столкнулись с резким падением закупочных цен. По словам гендиректора Союзмолока Артема Белова, за этот период в зависимости от региона закупочная цена снизилась на 20-25%. Особенно трудной ситуация оказалась для личных подсобных хозяйств, которые в ряде регионов производят значительную долю сырья.
В России, как и во всем мире, один раз в три года наблюдается резкое снижение цен на сырое молоко, что происходит по различным причинам, делится генеральный директор компании Petrova 5 Consulting Марина Петрова. Сложившаяся ситуация в 2023 году, по ее словам, была сопряжена с падением спроса на кисломолочные продукты во второй половине 2022-го. Кроме того, были накоплены запасы сухого молока и сухой сыворотки, из-за чего весной и наблюдалось снижение цен на сырое молоко.
Теперь ситуация изменилась. С конца лета стоимость сырого молока выросла уже более чем на 1%, напоминает гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев, и на сегодняшний день в большинстве регионов она уже приближается к уровню начала года. Причиной тому стал ряд факторов — от заметного роста потребления молочной продукции и изменения структуры переработки до конъюнктурных трендов и роста себестоимости.
Причиной восстановления цен на сырье стало оживление внутреннего спроса благодаря снижению оптовых и потребительских цен и повышению доходов населения, отмечает Белов. Кроме того, усилия государства и бизнеса по наращиванию экспорта молочной продукции позволили разгрузить запасы на складах. Еще одна причина — сокращение импорта по отдельным категориям, например сливочному маслу. Так, после начала «спецоперации»* на Украине поставки сливочного масла в Россию (без учета импорта из Белоруссии) сократился с 40 000 до 4000 т.
Доходы населения восстанавливаются, как и оборот розничной торговли, благодаря этому спрос на основную молочную продукцию в сетевом ретейле не снижается, а продажи базовых молочных продуктов, включая традиционную кисломолочную продукцию, растут, говорит председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. При этом потребительское поведение все еще в основном ориентировано на сберегательную модель, поэтому в первом полугодии, добавляет Караваев, спрос перераспределился в сторону традиционных видов молочной продукции: питьевого молока, масла, сметаны, кефира и сыров. Но и восстанавливается спрос на современную молочную категорию, такую как йогурты и десерты, отмечает Белов.
Однако экономический эффект для сельхозтоваропроизводителей от начавшегося восстановления цен на сырое молоко нивелирует рост себестоимости, говорит Белов. Затраты на корма, горюче-смазочные материалы и тарифы на электроэнергию, говорит Марина Петрова, выросли во второй половине 2023 года на 10-12%. «Росту операционной себестоимости сырого молока способствует слабый рубль, рост ключевой ставки, подорожание трудовых ресурсов, продолжение роста тарифов на электроэнергию и стоимости дизельного топлива. По нашим оценкам, рост себестоимости во втором полугодии может составить до 15%», — добавляет Белов.
Что и как подорожает
Рост себестоимости будет продолжаться и дальше и повлияет на цены всей молочной продукции, уверена Петрова из Petrova 5 Consulting. Это отразится на стоимости таких продуктов, как творог, сыр и сливочное масло. В октябре 2023 года по сравнению с сентябрем, говорит Петрова, средние потребительские цены на масло и сыры уже выросли на 1,3%. «Нет ничего удивительного, что инфляционное давление, с которым борется путем повышения процентных ставок Центральный банк, сказывается и на молочной продукции», — отмечает аналитик маркетплейса «Финмир» Павел Сокол. Так что молочная продукция будет и дальше дорожать на фоне роста потребительского спроса, экономики и инфляции.
Цены на молочную продукцию вырастут, уверен и Груздев из Streda Consulting, хотя бы на фоне роста себестоимости сырья и переработки, но, скорее всего, удорожание произойдет в рамках общей инфляции и будет соразмерно росту благосостояния населения. При этом, считает Груздев, рост стоимости сырья отразится на готовой продукции не моментально, скорее всего, потребитель начнет замечать изменения только в I квартале следующего года. Производители в условиях ожившего, но все еще ограниченного платежеспособного спроса будут стремиться растянуть процесс повышения цен, опасаясь снижения спроса.
Сейчас крупнейшие торговые сети — члены АКОРТ поддерживают низкий уровень наценок не только на питьевое молоко и сливочное масло, сообщает Караваев, но и на ряд позиций молочной продукции, не входящих в перечень социально значимых товаров, таких как творог и сметана.
В молочной отрасли есть «тонкие места», осложняющие жизнь производителям и в перспективе отражающиеся на них финансово, отмечает Петрова — ощущается санкционное давление, рост себестоимости производства молока, снижение доступности кредитования вследствие роста ключевой ставки и ослабления рубля. Но пока инвестиционная привлекательность отрасли сохраняется как в сырье, так и в перерабатывающем секторе благодаря прогнозируемому росту доходов населения, а также высокому потенциалу поставок на внешние рынки, отмечает Белов. Российские компании наращивают поставки на внешние рынки (уже не только в страны СНГ, но и в государства Африки, Азии, Ближнего Востока), так что отрасль становится экспортно-ориентированной.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.