Летний салат: почему в 2023 году рекордно выросли цены на огурцы и помидоры
По данным Росстата, с декабря 2022 по декабрь 2023 года свежие помидоры в России подорожали на 50%, до 222,09 рубля. Это сопоставимо с 62%, на которые за аналогичный период выросла стоимость куриных яиц, которые в прошлом году привлекли внимание СМИ и Владимира Путина. Другой популярный тепличный продукт — огурцы — подорожали на 18%, до 209,3 рубля.
«Текущая динамика цен производителей соответствует сезонным тенденциям», — сообщили недавно «РИА Новости» в Минсельхозе, пояснив, что зимой Россия переходит на более дорогую тепличную и импортную продукцию, но это особенности сезонные, наблюдаемые каждый год, и весной будет традиционный спад цен. Действительно, и огурцы, и помидоры, свидетельствуют данные Росстата, дорожают с сентября, ценовой пик приходится на март, затем овощи дешевеют. Особенность нынешней ситуации в том, что декабрьские цены значительно превысили средние значения за последние годы. К примеру, максимальная декабрьская средняя цена на помидоры до этого была зафиксирована в 2021 году и составила 157,2 рубля (на 29% меньше, чем в 2023-м). Максимальная цена огурцов, в свою очередь, была ранее зафиксирована в декабре 2022-го — 176,98 рубля (меньше на 15%).
Номинальные цены на помидоры и огурцы демонстрируют исторические рекорды, подтверждает аналитик Института комплексных стратегических исследований Надежда Каныгина. Вся плодоовощная продукция за 2023 год, по ее данным, подорожала на 24,19%. По данным Плодоовощного союза (есть у Forbes), оптовые цены на помидоры и огурцы в 2023 году выросли на 21% и 26% соответственно. По данным Росстата, инфляция в 2023 году составила всего 7,42%.
Справедливое повышение
Урожай огурцов в 2023 году, по информации исполнительного директора Плодоовощного союза Андрей Казакова, составил 895 000 т, сохранившись на уровне 2022-го, томатов — 720 000 т (рост на 2,2%). Перечисляя причины роста цен на эту продукцию, опрошенные Forbes эксперты говорят о повышении себестоимости. «В прошлом году активно дорожали все компоненты производства — семена, средства защиты растений, удобрения, даже пестициды и шмели для опыления», — говорит генеральный директор компании «Технологии роста» Тамара Решетникова. Рост тарифов на газ и электроэнергию, по ее данным, превысил более 10% (при доле в себестоимости 25-30%).
Свою роль, по словам Решетниковой, сыграло и то, что не так много промышленных теплиц в России расположены в непосредственной близости от распределительных центров торговых сетей, а производители при этом стараются расширять ареал сбыта. В итоге рост цен лишь частично нивелировал увеличение затрат у производителей и подорожание логистики, считает эксперт.
Затраты на импортный посадочный материал реагируют на ослабление рубля, добавляет ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Денис Терновский. По его словам, выросли затраты и на импортируемое оборудование, в том числе из-за смены поставщиков и усложнение логистики.
Рост цен, уверена Решетникова, — это отголоски начала 2022 года: многие возникшие тогда трудности дали о себе знать не сразу, так как многие производители заранее закупились всем необходимым по более доступным ценам. Кроме того, говорит Терновский, дефицит кадров в сельском хозяйстве ведет к росту затрат на оплату труда. Зарплаты в 2023 году выросли на 30-50% в зависимости от региона (при доле в себестоимости на уровне 25-30%), добавляет Казаков. «Эти проблемы характерны не только для тепличного производства, но в других отраслях они не вызвали столь резкого роста цен», — обращает внимание Терновский.
Также следует учитывать, продолжает Терновский, что рост производства тепличных овощей в последнее десятилетие обеспечивался значительными объемами государственной поддержки. Сокращение ее объемов ведет к перераспределению источников доходов производителей: если раньше они формировались за счет бюджета, то сейчас — за счет потребителей, другими словами, роста цен.
Помидоры подорожали за год ощутимее, и этому есть объяснение, делится начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев — их урожай в России меньше, чем огурцов. Большая часть потребности в томатах закрывается поставками из Краснодарского края, но не до конца. Одними из основных экспортеров томатов в Россию являются Турция и Азербайджан, говорит Абелев. Ослабление рубля, по словам Терновского, повышает цену импорта, который значим для рынка томатов и косвенно, через них, — для всего рынка тепличных овощей. А поскольку рыночная цена определяется ценой наиболее доступного предложения, дорожает не только импортная продукция, но и вся продукция, представленная на рынке.
Потолок спроса
Нельзя сказать, что рост цен на помидоры и огурцы оказался критичным для россиян, отмечает Абелев. Как ни удивительно, даже взлетевший ценник не отпугнул покупателей, подтверждает Решетникова: в натуральном объеме тепличные овощи меньше покупать не стали, а в деньгах рынок даже вырос. «Жители страны уже привыкли к тому, что свежие овощи доступны круглый год, и не готовы отказываться от них», — рассуждает эксперт.
Однако 2024 год может стать переломным, опасаются опрошенные Forbes эксперты. Уже сейчас помидоры черри, по информации «Технологий роста», в Центральной России продаются не дешевле 1000-1500 рублей за килограмм в зависимости от фасовки и сорта. А где-нибудь в Анадыре, добавляет Решетникова, и полноразмерные томаты стоят 1200-1300 рублей за килограмм. «Близок предел платежеспособного спроса на помидоры и огурцы», — считает Решетникова. Затраты комплексов продолжают расти, но повышать стоимость бесконечно нельзя, и возникнет ситуация, при которой производство окажется невыгодным. Компании начнут отказываться от планов по расширению и даже сокращать текущие объемы выпуска продукции, а возможно, и переходить на другие овощи, хотя это и трудно со всех точек зрения.
По огурцам динамика роста цен в 2024 году должна быть более щадящей, полагает Абелев, — скорее всего, в пределах 10-12%. А вот по томатам избежать существенного роста цен не удастся, потому что объем посевных площадей под томаты в России гораздо меньше, чем под огурцы, в силу специфики климата.
Государство могло бы поддержать производителей. Но Минсельхоз вместо более активной поддержки отечественных производителей избрал иной путь для стабилизации цен на внутреннем рынке, считает Каныгина из Института комплексных стратегических исследований, — так же как в ситуации с яйцами, вводятся послабления для импорта. Так, на первое полугодие 2024 года, напоминает она, уже обнулена импортная пошлина на томаты.