ФАС предложила торговым сетям добровольно ограничить наценки на яйца 5%
ФАС предложила розничным сетям ограничить наценки на куриные яйца, которые входят в перечень социально значимых продуктов, 5%, выяснил РБК. Ретейлеры заявляют, что цены на яйца растут у производителей, а средняя наценка на часть ассортимента яиц с июля была отрицательной
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала торговым сетям письмо с предложением до марта 2024 года добровольно ограничить свои наценки на куриные яйца на уровне до 5%. Об этом пишет РБК со ссылкой на обращение ФАС к ретейлерам. Отправку письма подтвердили изданию в ФАС, получение — в X5 Group («Чижик», «Пятерочка», «Перекресток») и еще в одной крупной сети.
В ФАС уточнили, что получателями письма с предложением об ограничении наценки на яйца были Союз независимых сетей России и компании, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли. ФАС предложила ограничить наценки на все виды куриных яиц, в том числе на закупаемые у поставщиков по долгосрочным контрактам, «при этом не допустив роста фактических наценок на яйца куриные, закупаемые на тендерах». В письме отмечается, что рост цен на яйца «вызывает обеспокоенность потребителей», он обсуждался на заседании рабочей группы ФАС по торговле с участием розничных сетей и отраслевых объединений 21 ноября.
Свою позицию в связи с предложением ФАС участники рынка должны сообщить 4 декабря. До 6 декабря от них потребуется предоставить регулятору информацию за ноябрь о соотношении объемов яиц, закупаемых по долгосрочным контрактам и на тендерах, с указанием конкретных поставщиков. В ФАС не ответили на вопрос РБК, что будет в случае отказа ретейлеров от предложенного ограничения наценок.
Ограничение наценки на яйца в рознице не поможет сдержать цены, сказал источник РБК в одной из розничных сетей. По его словам, причина подорожания — на стороне производителей. Собеседник в другой торговой сети связал повышение закупочных цен у поставщиков с превышением спроса над предложением, которое увеличилось в предновогодний период.
Яйца входят в перечень социально значимых продуктов, за стоимостью которых следит государство: если какой-то продукт из списка подорожал хотя бы в одном из регионов более чем на 10% (за исключением сезонного фактора) в течение 60 дней подряд, для него могут установить предельные розничные цены на срок до 90 дней. Торговые сети ранее соглашались добровольно ограничивать на время наценку на социально значимые продукты. В августе 2023 года региональные сети согласились добровольно ограничить наценку на отдельные категории социально значимых товаров, в том числе и яйца. По данным Росстата, с начала ноября больше всего подорожали куриные яйца — на 15,1% с начала месяца и на 4,4% за неделю. Ранее Росстат сообщал, что в октябре цена на яйца выросла на 23,9%.
В X5 Group отметили, что с июля в крупнейших торговых сетях средняя наценка на тендерное куриное яйцо была отрицательной. В середине ноября ФАС запросила у производителей куриных яиц информацию о формировании цен на выпускаемую ими продукцию. На основе полученной информации в службе собирались провести анализ «обоснованности установления оптово-отпускных цен». Кроме того, ФАС запрашивала данные о еженедельной динамике средневзвешенных закупочных и розничных цен на яйца у десяти федеральных сетей. В пресс-службе Минсельхоза заверили, что ситуация в птицеводстве находится на «особом контроле» министерства.