Продукты обогнали алкоголь по темпам роста продаж в России
Алкоголь впервые за семь лет уступил продуктам питания первое место по темпам роста натуральных продаж среди товаров повседневного спроса (FMCG), говорится в исследовании NielsenIQ по итогам первых девяти месяцев 2023 года. С его результатами ознакомился «Коммерсантъ».
С января по сентябрь 2023 года спрос на продукты питания рос на 3,8% год к году, на алкоголь — на 3,3%. В целом на рынке товаров FMCG (NielsenIQ также относит к ним табак и непродовольственные товары) продажи в штуках выросли на 2,3%, свидетельствуют данные национального ретейл-аудита.
Такая ситуация может быть связана в том числе с ростом спроса в условиях относительно низкой инфляции на продукты (6% с октября 2022 года по октябрь 2023 года, по данным Росстата), объяснила директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова. Кроме того, ассортимент продовольственных категорий в этом году расширился после сужения в прошлом — появилось множество новых брендов кондитерских изделий, прохладительных напитков, чая и кофе, отметили в NielsenIQ.
Вместе с тем на алкогольном рынке замедлились темпы роста спроса на пиво и водку, на которые приходится более 90% натуральных продаж всего алкоголя. За девять месяцев 2023 года продажи пива выросли на 0,5% год к году, продажи водки снизились на 1%.
Минфин предложил повысить минимальные цены на водку, бренди и коньяк с начала 2024 года, следует из проекта приказа, опубликованного в октябре. Сейчас минимальная цена водки крепостью свыше 39 и до 40 градусов включительно в розничной продаже составляет 281 рубль за пол-литра, бренди за тот же объем — 375 рублей, коньяка — 517 рублей. Министерство финансов предложило с 1 января 2024 года повысить эти цены: водка будет стоить как минимум 299 рублей, бренди — 403 рубля, коньяк — 556 рублей.