Мини-скот: когда россияне начнут есть мух и кого ими уже кормят
Разведение мух в России перестало быть уделом энтузиастов. Постановление правительства от 10 октября за подписью Михаила Мишустина закрепило новый вид сельскохозяйственной деятельности — разведение мух черная львинка.
Черная львинка (Hermetia illucens, или черный солдатик) — крупная муха родом из Центральной и Южной Америки, в условиях российских морозов не выживает. Продукция из нее получается разнообразная — от муки тонкого и грубого помола, гранул и пюре из личинок до мух живых, охлажденных и даже замороженных.
Используют этот «аппетитный» набор в различных отраслях, от фармацевтики и косметологии до кормовой и даже пищевой промышленности. Питательную ценность представляют не взрослые особи (имаго), а личинки мухи, которые являются уникальным источником природного белка и жира, рассказывает доктор сельскохозяйственных наук, профессор РАН, заведующий отделения кормления сельхозживотных Федерального исследовательского центра животноводства (ФГБНУ ФИЦ ВИЖ) им. Л. К. Эрнста Роман Некрасов. По его словам, черная львинка — мировой лидер промышленного разведения насекомых.
«Принятие правительством постановления долгожданно и востребованно, оно позволит официально наладить производство и переработку сельскохозяйственными товаропроизводителями продуктов из личинок черной львинки. Это открывает возможности производства разнообразных продуктов из насекомых в больших масштабах, что укрепит кормовую базу страны», — считает эксперт.
Повелители мух
Кто в выигрыше? В России игроков в производстве продукции из насекомых мало, говорит директор консалтинговой компании «Юникон» Виктор Еременко. Самые известные, по словам эксперта, — «ОНТО», «Энтопротэк» (он же «Биогенезис»), «Экобелок».
Бенефициаром «Биогенезиса» является, по данным СПАРК-Интерфакс, известный бизнесмен, владелец крупного холдинга по производству индейки «Дамате» Наум Бабаев. «На заводах компании «Биогенезис» ежедневно трудится более 1,5 млн мух черная львинка, что позволяет компании получать и перерабатывать 31 т личинок в месяц», — сказано на сайте предприятия. Выручка «Биогенезиса» в 2022 году составила почти 57 млн рублей (в 2021-м — 50 млн, в 2020-м — 25 млн рублей).
Прогнозируемый объем производства «Биогенезис» (производственное подразделение «Энтопротэк») в 2023 году — 230 т цельной сухой личинки, 13 т белковой кормовой добавки, 9 т энтомологического жира. «Готовая продукция реализуется в мешках, ведрах, банках и пакетах. В настоящее время самой востребованной продукцией является цельная сухая личинка», — рассказывает генеральный директор компании Иван Соколов.
Основной владелец компании «Экобелок», по данным ЕГРЮЛ, — Натанил Данилов, человек с таким же именем на разных этапах входил в число миноритарных совладельцев компаний, принадлежащих миллиардерам Зараху Илиеву и Году Нисанову.
Совладельцами «ОНТО», по данным СПАРК, являются Владимир Полковников, Сергей Шагов и Марианна Скраган. Компания растет ударными темпами: в 2022 году выручка достигла 58 млн рублей (в 2021 году — 27,4 млн, в 2020-м — порядка 15 млн).
Мухи на миллиарды
Мировой рынок энтопротеинов оценивается в 10 000 000 т, приводит данные руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
В деньгах объем мирового рынка белков насекомых в 2021 году достиг $154 млн, в 2022 году — $189 млн, знает Соколов. По прогнозам, он увеличится до $856 млн к 2029 году, а среднегодовой темп роста составит 24,1%. Европейский рынок белков насекомых в 2021 году составил $52 млн и вырастет в четыре раза за ближайшие шесть лет.
Разведение черной львинки для получения кормового белка глубоко изучают и практикуют в США, Австрии, Греции, Германии, ЮАР, Индии, Китае, рассказывает Соколов, ею занимаются такие крупные компании, как Protix (Голландия), Enterra Feed (Канада), Innovafeed (Франция).
Жир является обязательным компонентом кормов, как и белок, а также используется для растворения жирорастворимых витаминов и в косметических препаратах, говорит Еременко. Хитин, его производное хитозан и другие биополимеры применяются в ветеринарии, фармацевтике, медицине и даже при выпуске органических средств защиты растений. Биополимеры используются в качестве полупроводников в электронике и в сфере накопления энергии, они превосходят литий-ионные аккумуляторы в десятки раз, с энтузиазмом рассказывает эксперт.
Львинка в России
«Судя по данным переработки лидирующих компаний, конверсии корма и выходу протеина, емкость российского рынка продукции из насекомых составляет несколько сот тонн. Для сравнения: вес белка в произведенной в России пшенице — более 15 млн т», — рассуждает Дальнов из Россельхозбанка.
Объем российского рынка продукции именно из львинки, по разным оценкам, составляет 750-800 т, рассказывает Соколов из «Биогенезис». Производимые компанией сушеные личинки продаются по 360 рублей за килограмм, то есть 360 000 за тонну. Очень грубо можно посчитать, что объем российского рынка черной львинки составляет 288 млн рублей, или порядка $3 млн.
«Российский рынок на текущий момент очень маленький, пока несформированный», — говорит Соколов. Перспективы же хорошие, убежден бизнесмен. Например, разведение рыб: если оценить потребность производства кормов для аквакультуры в 700 000 т и введение продукции из черной львинки в корма в объеме до 10%, то выпуск продукции из черной львинки можно нарастить многократно. Корма для домашних животных — это почти 200 000 т, на долю кормов именно для мелких млекопитающих и рептилий приходится 2,04 млрд рублей, или 0,9% от общего объема продаж кормов для домашних животных, указывает Соколов. Из его выкладок следует, что сейчас емкость только розничного сегмента рынка черной львинки составляет около 340 т.
Дефицит белка (в том числе кормового назначения) существует во всем мире. По данным Минсельхоза России, в нашей стране он составляет около 2 млн т в год, отмечает Некрасов. Дополнительные его источники, их диверсификация позволят повысить устойчивость рынка и снизить влияние импорта, в первую очередь рыбной муки и соевого шрота. А значит, продукции из черной львинки легко найти применение в стране. «Достаточно посмотреть на севооборот сельхозпроизводителей, там, где еще четыре года назад вообще не сеяли бобовые, царствует соя, она востребована именно как источник белка», — поясняет Еременко.
Удобная и всеядная
Широкое распространение черная львинка получила благодаря тому, что ее личинка способна перерабатывать широкий спектр органических субстратов и набирать значительную полезную массу, делится Соколов. Показатель конверсии корма в живой вес (от 5 до 10 кг корма на килограмм полученного веса) — большое преимущество, этих мух выращивать выгодно, соглашается Некрасов.
На сайте компании «Биогенезис» говорится, что муха больше всего любит кофе и пиво, то есть хорошо растет на кофейной гуще и отходах пивного производства. Переработка органических отходов с
высоким классом опасности является популярной услугой с участием черной львинки, отмечает Дальнов. Насекомое съедает почти все, говорит Соколов, включая осадки сточных вод, пищевые и растительные отходы, продукты питания, утратившие свои потребительские свойства, морозобойное, плесневелое и зараженное зерно.
Время роста личинки — около 15 суток, полный производственный цикл длится примерно месяц. Личинка может потреблять органические остатки и не является сельскохозяйственным вредителем, хищником. Взрослая особь ничем не питается (живет за счет питательных веществ, накопленных на личиночной стадии) и активна только при высоких температурах, она не кусается и не переносит болезни.
Котлеты из мух
Уже сейчас насекомые входят в рацион питания более 2 млрд человек по всей земле, отмечает Некрасов, — правда, в основном в развивающихся странах, где не хватает еды. Мука из насекомых становится одной из стратегий борьбы с недоеданием.
Насекомые становятся своеобразным мини-скотом, который можно выращивать для питания человека, считает эксперт: уже два вида сверчков (полосатый и домашний) признаны источниками белка хорошего качества для маленьких детей от шести месяцев и взрослых, такой же статус получили мучные черви.
Личинки черной львинки, которые пока в основном используются в качестве корма для животных, также обладают большим потенциалом в плане производства еды для людей, делится Некрасов.
Белок насекомых питательный и не аллергенный, в отличие от рыбного белка или молочного, он является мощным иммуномодулятором и формирует активный иммунитет на разных уровнях, говорит Еременко. Хитин эксперт называет универсальным абсорбентом, который удаляет токсины из организма.
Крупные поставщики глубокой переработки насекомых достаточно давно предлагают рынку сделанные из насекомых белковые ингредиенты для белковых коктейлей, компоненты для котлет, колбас, сосисок или набор для белковых батончиков. Но производителям приходится сталкиваться с некоторым сопротивлением. «Технологии существуют, но мало внедрений», — признает Еременко.
«В самих технологиях разведения мух не вижу ничего плохого, тема модная, но необходимости заменять белок мяса животных на насекомых я не вижу, — говорит глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Да и покупая говядину, я как потребитель задумался бы о том, что ела корова — сено или мух».