Русская живопись, включая коллекцию нон-конформистов Бар-Гера
29 ноября, 10:30 (лоты 1-168), 13:30 (коллекция Бар-Гера , лоты 201-263), 15: 00 Предметы русского искусства, Фаберже и иконы
34-35 New Bond Street, Лондон
Аукцион Sotheby’s в своем каталоге предлагает весьма впечатляющую подборку русского искусства: в которой нон-конформисты из собрания Якова и Кенды Бар-Гера соседствуют с произведениями Айвазовского, Серова и живописью авангардиста Александра Родченко.
Генеральный директор «Сотбис Россия» Ирина Степанова рассказала Forbes, что рынок русского искусства в последние годы стал очень избирательным. «Мы, следуя этим изменениям и зная вкус коллекционеров, делаем ставку на самые редкие предметы искусства в каждом из трех основных периодов. Предстоящие торги в Лондоне хорошо это иллюстрируют. Конец XIX- начало XX века представлены ранними работами Ивана Айвазовского, "Портретом Папы Иннокентия Х» Валентина Серова и чудесной коллекцией пейзажей Ивана Похитонова из важного бельгийского собрания».
Среди работ Похитонова исторический интерес представляет картина «Вечер, Украина», написанная около 1880 года, первым владельцем которой был писатель Иван Тургенев, друживший с художником и даже ставший крестным для его старшей дочери. Работа (с эстимейтом £160 000 - 200 000) не выставлялась для публики с 1882 года, когда она участвовала в большой выставке в Галерее Жоржа Пети в Париже.
На волне ажиотажа вокруг выставки Ивана Айвазовского в Третьяковской галереи, у его раннего крымского пейзажа «Побережье Ялты» 1851 года, которое оценили в £300 000 – 500 000, есть все шансы обрести нового владельца. Особое внимание покупателей, вне всякого сомнения, привлекут работы русского авангарда, цены на который бьют рекорды ладе в кризис. Один из самых привлекательных лотов – живописная картина Александра Родченко «Конструкция № 95» 1919 года из частной европейской коллекции. Выставленное впервые на открытые торги, с идеальным провенансом (фото из мастерской Родченко, выставки в Германии и Тэйт Модерн), произведение оценили в £2,5 – 3,5 миллиона. Даже если работа Родченко уйдет по нижней границе эстимейта, ценовой рекорд на произведения художника, многократно превышающий предыдущие продажи, гарантирован.
«Авангард – искусство самое интернациональное из русского, представлено на наших торгах живописью Родченко (и это большая редкость и удача для рынка), супрематистскими композициями Суетина, Чашника, Степановой, Поповой и Удальцовой. Вторая половина ХХ века, поздний этап в русской истории искусства, отражен в коллекции Кенды и Якоба Бар-Геры – удивительной пары, собиравшей, спасавшей и открывавшей миру русских художников, многие из которых были изгоями на родине. Им удалось предугадать будущий успех и признание Владимира Немухина, Дмитрия Краснопевцева и Олега Целкова. По достоинству оценить уникальность Владимира Вейсберга. Одними из первых они стали покупать и пропагандировать на Западе Рабина, Булатова, Плавинского и Шварцмана. По нашему убеждению, редкость, достаточно консервативная стартовая оценка и качество все представленных работ сыграют свою роль и гарантируют успех этих торгов», — пояснила Степанова.
На торгах прикладным искусством традиционно много Фаберже, которого любя и коллекционируют не только в России: серебряная с эмалью шкатулка (мастер Федор Афанасьев), купленная в лондонском филиале дома Фаберже Леопольдом Ротшильдом (£80 000 – 120 000); серебряные с синей эмалью каминные часы (Санкт-Петербург 1910 год, эстимейт £70 000 – 90 000); серебряный с эмалью ковш в стиле ар-нуво (£20 000 – 30 000) и еще несколько десятков предметов. Наверняка не останутся без внимания пара серебряных канделябров работы из мастерской Овчинникова конца XIX века ( £70 000 – 90 000) и фигурные подсвечники из мастерской Сазикова ( £50 000 – 70 000), а также топ-лот раздела икон - образ Спаса Вседержителя из позолоченного серебра с самоцветами, работы Кузьмы Конова (эстимейт £20 000 – 30 000). Мастер Кузьма Конов был серебряником и ювелиром, чьи икон охотно покупала русская аристократия и члены императорской семьи.