К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Русские торги в Лондоне: дешевле не будет?

Русские торги  в Лондоне: дешевле не будет?
Главные лоты русской недели на арт-рынке Лондона - в фотогалерее Forbes

Затянувшийся кризис фактически обрушил рынок русского искусства. Падение цен от 40% до 70% на большинство отечественных художников (по сравнению с  2008 годом), вряд ли можно назвать просто коррекций. Эпоха раздутого  ценника на отечественное искусство, похоже, осталась позади.  Традиционные русские торги, которые стартуют в Лондоне 28 ноября, своеобразная лакмусовая бумажка рынка. Их главные участники - аукционы  Bonhams, Christie's, Sotheby's и McDougalls – осторожничают и по принципу «лучше меньше, да лучше»  выставляют на торги небольшие, но тщательно отобранные коллекции, по более чем разумным эстимейтам. Главная работа, как и всегда, ведется в кулуарах: задача аукционов сделать так, чтобы на вещь претендовали хотя бы два-три покупателя, тогда есть шанс, что предварительная оценка будет значительно превышена. Да и падение курса британского фунта, по мнению ряда экспертов, может отчасти стимулировать  основных участников торгов —  русских коллекционеров и дилеров.

Но и результат, при котором значительная часть лотов будет продана ниже эстимейта  или вовсе проигнорирована,  тоже исключить нельзя. Спрос на  включенный в мировой арт-рынок русский авангард по-прежнему высок. Поэтому у  живописной картины «Конструкция № 95»  Александра Родченко есть все шансы поставить ценовой рекорд на произведения художника.

Christie’s
Александр Волков «Обнаженная. Золотая», Christie’s

Christie’s

28 ноября, 10:30 (лоты 1 - 81), 14:00  (лоты 201 – 401)

King Street 8, St. James 's, Лондон

Christie’s, который первым открывает череду русских аукционов  в Лондоне, выставит на торги небольшую коллекцию, с общей оценкой порядка £5 млн. В каталог, впрочем, вошел ряд весьма привлекательных для покупателей лотов, в том числе подборка живописных работ Василия Верещагина, картины Константина Коровина, Бориса Григорьева, Петра Кончаловского, Александра Волкова.

Впервые на аукционе появится  работа замечательного представителя «восточного авангарда» Александра Волкова, ранее никогда не появлявшаяся на рынке, что является важным фактором для коллекционера. Картину Волкова «Обнаженная. Золотая» 1915-1916 годов оценили в  £400 000 – 600 000.

«Редкостью также можно назвать появление сразу трех работ выдающегося художника Василия Верещагина на торгах. Мы также ожидаем, что покупатели проявят  интерес к знаковой картине Марии Васильевой, прекрасной ранней работе Константина Коровина и московскому зимнему пейзажу Александра Бенуа. Одними из самых интересных лотов также являются: подборка фарфора и серебра, и редкая икона, подаренная цесаревичу Алексею по случаю его приезда в Москву. По каждому лоту наших торгов  можно проследить его происхождение, а их оценка максимально корректна и адаптирована сегодняшним макроэкономическим условиям. Поэтому для коллекционеров сейчас очень хорошее время – время покупать», — поделилась  своей уверенностью с Forbes Сара Мэнсфилд, директор департамента русского искусства Christie's.

На аукцион выставлены целых три работы, действительно любимого отечественными коллекционерами Верещагина. Достаточно вспомнить, что за полотно  этого художника «Стена Соломона» на том же Christie’s  в 2007 году анонимный покупатель (в кулуарах называли имя Вячеслава Кантора) заплатил  £3,6 миллионов. На нынешних торгах  Верещагина оценили не в пример скромнее.  Две работы  - «Раввин» (£40 000 – 60 000) и «Вход в Царскую гробницу» (оценка £100 000 – 150 000) -   результат пребывания художника на Святой земле, а еще одна – «Девушка из Бутана» (£10 000  – 15 000) – его  путешествия в Гималаи.

Пейзаж Константина Коровина «Лесной ручей» с безупречным провенансом  оценен в  £120 000 – 150 000. Среди топ-лотов заявлена и картина ученицы Анри Матисса Марии Васильевой «Ребенок с игрушкой» 1920 года. Ее оценили в £400 000 – 600 000, что меньше суммы, уплаченной за это полотно в 2007 году в Нью-Йорке на Sotheby’s. Тогда картина была продана за $800 000.

В £250 – 350 тыс. оценили работу Петра Кончаловского «Жатва», спрос на которого упал после кризиса,  по-прежнему востребованный и у нас и за рубежом Борис Григорьев  представлен на торгах работой  из южно-американской коллекции, недорогим портретом  своей студентки Марии Таппер, (£80 – 120 тыс).

Ценителей русской иконы, наверняка, заинтересует икона с царским провенансом - образ, подаренный царевичу Алексею во время его первой поездки в Москву в 1912 году (эстимейт £80 000 –120 000) По мнению экспертов, внимания заслуживает и редкая императорская подарочная табакерка из золота с бриллиантами, работы мастера Фридриха Кехли с монограммой императора Александра III (£80 000 – 120 000 )

Sotheby’s
Александр Родченко «Конструкция № 95», Sotheby’s

Sotheby’s

Русская живопись, включая коллекцию нон-конформистов Бар-Гера

29 ноября, 10:30 (лоты 1-168), 13:30 (коллекция Бар-Гера , лоты 201-263), 15: 00 Предметы русского искусства, Фаберже и иконы 

34-35 New Bond Street, Лондон

Аукцион Sotheby’s в своем каталоге  предлагает весьма впечатляющую подборку русского искусства: в которой нон-конформисты из собрания Якова и Кенды Бар-Гера соседствуют с произведениями Айвазовского, Серова и  живописью авангардиста Александра Родченко.

Генеральный директор «Сотбис Россия» Ирина Степанова рассказала Forbes, что рынок русского искусства в последние годы стал очень избирательным. «Мы, следуя этим изменениям и зная вкус коллекционеров, делаем ставку на самые редкие предметы искусства в каждом из трех основных периодов. Предстоящие торги в Лондоне хорошо это иллюстрируют. Конец XIX- начало XX века представлены ранними работами Ивана Айвазовского, "Портретом Папы Иннокентия Х» Валентина Серова и чудесной коллекцией пейзажей Ивана Похитонова из важного бельгийского собрания».

Среди работ   Похитонова  исторический интерес представляет картина «Вечер, Украина», написанная  около 1880 года, первым владельцем которой был писатель Иван Тургенев, друживший с художником и даже ставший крестным для его старшей дочери. Работа (с эстимейтом £160 000 - 200 000) не выставлялась для публики с 1882 года, когда она участвовала в большой выставке в Галерее Жоржа Пети в Париже.

На волне ажиотажа вокруг выставки Ивана Айвазовского в Третьяковской галереи, у его раннего крымского пейзажа «Побережье Ялты» 1851 года, которое оценили в  £300 000 – 500 000, есть все шансы обрести нового владельца. Особое внимание покупателей, вне всякого сомнения, привлекут работы русского авангарда, цены на который бьют рекорды ладе в кризис. Один из самых привлекательных лотов – живописная картина Александра Родченко «Конструкция № 95» 1919 года из частной европейской коллекции. Выставленное впервые на открытые торги, с идеальным провенансом (фото из мастерской Родченко, выставки в Германии и Тэйт Модерн), произведение оценили в £2,5 – 3,5 миллиона. Даже если работа Родченко уйдет по нижней границе эстимейта, ценовой рекорд на произведения художника, многократно превышающий предыдущие продажи,  гарантирован.

«Авангард – искусство самое интернациональное из русского,  представлено на наших торгах живописью Родченко (и это большая редкость и удача для рынка), супрематистскими композициями Суетина, Чашника, Степановой, Поповой и Удальцовой. Вторая половина ХХ века, поздний этап в русской истории искусства, отражен в коллекции Кенды и Якоба Бар-Геры – удивительной пары, собиравшей, спасавшей и открывавшей миру русских художников, многие из которых были изгоями на родине. Им удалось предугадать будущий успех и признание Владимира Немухина, Дмитрия Краснопевцева и Олега Целкова. По достоинству оценить уникальность Владимира Вейсберга. Одними из первых они стали покупать и пропагандировать на Западе Рабина, Булатова, Плавинского и Шварцмана. По нашему убеждению, редкость, достаточно консервативная стартовая оценка и качество все представленных работ сыграют свою роль и гарантируют успех этих торгов», — пояснила Степанова.

На торгах прикладным искусством традиционно много Фаберже, которого любя и коллекционируют не только  в России: серебряная с эмалью шкатулка (мастер Федор Афанасьев), купленная в лондонском филиале дома Фаберже  Леопольдом Ротшильдом (£80 000 – 120 000);  серебряные с синей эмалью каминные часы (Санкт-Петербург 1910 год,  эстимейт £70 000 – 90 000); серебряный  с эмалью ковш в стиле ар-нуво (£20 000 – 30 000) и еще несколько десятков предметов. Наверняка не останутся без внимания  пара серебряных канделябров работы из мастерской Овчинникова конца XIX века ( £70 000 – 90 000) и фигурные подсвечники из мастерской Сазикова ( £50 000 – 70 000), а также топ-лот раздела икон  -  образ Спаса Вседержителя из позолоченного серебра с самоцветами, работы Кузьмы Конова (эстимейт £20 000 – 30 000). Мастер Кузьма Конов был серебряником и ювелиром, чьи икон охотно покупала русская аристократия и члены императорской семьи.

MacDougall’s
Юрий Пименов, «Японская девушка Киоко», MacDougall’s

MacDougall’s

Аукцион русского искусства, 30 ноября, 10:30

30A Charles II St., Лондон

«В предстоящих торгах русского искусства на аукционе MacDougall’s  большинство топ-лотов относится ко второй половине ХХ века», -  рассказала Forbes основатель аукциона Екатерина Макдугалл.

«Сегмент советского искусства, безусловно, недооценен как по отношению к другим периодам русского искусства, так и по отношению к искусству мировому вообще, и к современному особенно. Поэтому, на наш взгляд, именно работы второй половины ХХ века представляют наибольший инвестиционный интерес. В коллекцию предстоящих торгов вошли выдающиеся работы Юрия Пименова, Александра Дейнеки, Гелия Коржева и многих других мастеров русской академической школы. Появление лучших работ советских мастеров на художественном рынке – большая редкость. Они создавались по государственному заказу и по большей части сегодня находятся в музеях. Поэтому включение в предстоящие торги в MacDougall’s двух выдающихся произведений советских знаменитостей Юрия Пименова (портрет «Японская девушка Киоко» 1975 года, с  эстимейтом £ 280 000 – 400 тыс.) и Гелия Коржева (натюрморт «На черном фоне» £120 000 –180 000) –  событие в международном аукционном бизнесе. Крупноформатные работы Пименова малодоступны для частных собраний. Потому, почти полутораметровый портрет «Японская девушка Киоко», уникален для рынка. Полотно — одно из самых совершенных произведений Пименова на важную для него тему восточного театра, прошедшую через всю творческую карьеру художника. Натюрморт  «На черном фоне», также один из лучших в наследии Гелия Коржева. Он был создан художником в его самые плодотворные 1970-е годы. Это полотно содержит все качества окончательно сложившейся живописно-пластической манеры живописца. По своей значимости Коржев, несомненно, один из крупнейших мировых живописцев второй половины ХХ века, и лишь принадлежностью к русскому рынку объясняется на сегодняшний день столь скромные цены на его работы», — пояснила Макдугалл.

На торги будут выставлены и две работы Александра  Дейнеки из швейцарской частной коллекции, скульптурная группа «Футболисты» £60 000 – 90 000, отлитый в бронзе авторский вариант одноименной деревянной̆ композиции, и  «Портрет Паулы Фрейберг», 1922–1924 гг. (£80 000 – 120 000).  Достойно представлена и русская классика, среди топ-лотов выдающее полотно Рериха «Святой Меркурий Смоленский»  (350 000 – 500 000), также есть произведения Тропинина и Шишкина, полотна Александра Яковлева, Сверчкова, Жуковского, Коровина, и других мастеров.

Павел Овчинников. Набор для пунша 1889 года
Фото Bonhams

Павел Овчинников. Набор для пунша 1889 года

Русские торги, 30 ноября, 15:00

101 New Bond Street, Лондон

Директор отдела русского искусства  аукциона Bonhams Дарья Черненко  призналась  Forbes, что русские торги стали меньше, но, несмотря на это, эксперты старейшего британского аукционного дома довольны собранным материалом. «На этом аукционе русский отдел Bonhams решил сконцентрироваться на предметах декоративно-прикладного искусства. У нас получилась подборка, которая заинтересует коллекционеров фарфора, эмали и, конечно же, Фаберже. Мы надеемся на улучшение покупательской способности наших русских клиентов из-за падения курса фунта и привлекательных эстимейтов».

Среди топ-лотов эксперты отмечают набор для пунша Павла Овчинникова 1889 года, украшенный мифическими фигурами, типичными для русской традиции  XVII века, который был преподнесен великим князем Сергеем Александровичем и его супругой офицерам артиллерийского полка Великого князя Гессе (£90 000 - 120 000).

А также эскиз декораций к несостоявшейся опере «Садко» Николая Римского-Корсакова для Королевского театра Ковент-Гарден, который сделал Николай Рерих. «Театральный дизайн Рериха отличает прекрасный провенанс, многочисленные публикации, а также связь с Лондоном», - пояснила Черненко. Также одним из топ-лотов торгов станет коллекция семьи Бэбкок, состоящая из более чем двух десятков работ Федора Захарова, художника, уехавшего в Нью-Йорк в 1920-х годах. Общий эстимейт собрания  £224 000 - 315 000. Стоит отметить и бронзовую модель «Новая статуя Свободы», которую умерший в этом году Эрнст Неизвесный, создал для установки на острове Тайвань. Она должна была стать национальным символом страны  и символизировать независимость (£8000 -10 000).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+