Опыт эффективного учета недвижимости в Пермском крае
Внедрение интегрированного решения SAP ERP для управления госимуществом позволило в Пермском крае эффективно использовать недвижимость, сократить ручной труд служащих и повысить доходы бюджета региона.
Покупка и продажа, аренда, управление договорами и контроль за эксплуатацией объектов, эффективное их использование, контроль доходов и сокращение затрат — вот далеко не полный перечень задач, стоящих сегодня перед любым менеджером по управлению недвижимостью. А если дело касается имущества государственного, то этот груз забот увеличивается многократно. У компании SAP есть способ существенно сократить эту нагрузку и весомо повысить отдачу — это многофункциональное интегрированное решение для управления всеми видами недвижимости во всех отраслях SAP Real Estate Management, являющееся частью SAP ERP. Такой возможностью решило воспользоваться Агентство по управлению имуществом Пермского края, для которого была специально разработана система управления государственным имуществом на базе SAP ERP.
Скажем сразу: перед компанией SAP стояла задача не из легких. По условиям которой дано:
4,5 тыс. действующих объектов недвижимого имущества общей стоимостью примерно 28 млрд. руб., а также примерно 10 тыс. объектов движимого имущества (всего, с учетом исторических данных – 700 тыс.), находящихся в ведении Агентства по управлению имуществом Пермского края. При этом в его базе - около 2 тыс. договоров, а среди балансодержателей – 800 юридических лиц.
Реальная недвижимость под виртуальной крышей
Для этого массива от компании SAP требовалось разработать систему управления государственным имуществом, которая должна сформировать и вести базу данных объектов государственной собственности, партнеров и договоров на его управление. А так же выполнять бухучет, учет затрат и доходов. И при этом могла создавать интерфейсы обмена информацией для систем балансодержателей и электронного документооборота. Причем, как для Управления Федерального Казначейства, так и территориального органа Федеральной службы госстатистики. Ну и в довершение - формировать отчетность по всем видам деятельности.
В итоге решение для управления государственным имуществом Пермского края, созданное в соответствии с вышеперечисленными требованиями, представляет собой полностью интегрированную систему, обеспечивающую взаимосвязь объектов «балансодержатель» – «договор» – «объект имущества». Она содержит все необходимые для этого виды реестров, отчетность и выходные формы.
К примеру, разработанный на базе SAP ERP реестр договоров позволяет создавать, обрабатывать и хранить все виды типовых имущественных договоров – от договора аренды до договора безвозмездного пользования и договора купли-продажи. Причем, для каждого вида договоров разработаны карточки с характерными наборами атрибутов (методика расчета стоимости, вид контрагента, вид имущества – предмета договора и т.п.).
Предусмотрена и система гибкого расчета условий договора. Так, при сдаче в аренду объекта движимого имущества, объекта недвижимого имущества или земельного участка, автоматически рассчитывается арендная ставка в соответствии с законодательством (с возможностью дальнейшей ручной корректировки специалистом). К тому же решение составляет графики начисления доходов и оплаты, которые включаются в договоры для контроля исполнения финансовых обязательств контрагентами.
Что это дало в итоге? Формировать проект договора стало в разы легче, а его условия определяются автоматически. К тому же управление им упростилось - специальная служба напомнит о предстоящих событиях по договору.
И вот еще один немаловажный момент: модуль управленческого учета позволяет планировать доходы не только по видам деятельности, но и объектам имущества и договорам. Кроме того, решение позволяет на основе полученных данных делать и комплексный анализ.
Ошибок меньше, доходов больше
Так как все типовые операции в системе автоматизированы, то это значительно сокращает объем ручного труда и, главное, количество возможных ошибок сотрудников даже в таких групповых операциях как постановка на баланс или списание с него, передача с баланса на баланс, изменение права владения или групповая замена документов или адреса. В системе так же разработаны все виды отчетов и выходных форм.
Но основной и самый значительный результат проекта — это формирование единой, интегрированной базы данных по объектам государственной собственности, деловым партнерам и договорам по управлению государственным имуществом. Этот высокотехнологичный инструмент позволяет более эффективно использовать госимущество, повышая доходы бюджета.
В дальнейшем систему на базе решением SAP «Управление недвижимым имуществом» и платформой SAP NetWeaver можно развивать, значительно расширяя ее функции. Например, используя ее для создания массовой корреспонденции или для управления документами. Есть вариант, который позволит связывать этот проект с системами автоматизированного проектирования (CAD), управления и эксплуатации объектов недвижимости (CAFM) и географическими информационными системами (GIS).