Инновационная реорганизация бюджетной системы Пермского края
Планировать, своевременно корректировать и получать полный отчет о ситуации с финансами в Пермском крае стало возможно с помощью интегрированной системы бюджетного планирования на базе SAP ERP
Качество принимаемых решений, эффективность организации и прозрачность внутренних процессов – вот основные требования, которые сегодня повсеместно предъявляют к государственным управленческим структурам. И очевидно, что осуществить их без применения современных информационных технологий невозможно. Не секрет, что именно с этого этапа начинается и модернизация экономики страны в целом - мировой опыт тому подтверждение. А ведь именно при наших российских масштабах и размахе это, казалось бы, наиболее оптимальный вариант. Но готов ли отечественный госсектор к такой глобальной реорганизации? За всю страну пока ответить сложно, но вот в Перми не просто попробовали, но уже вполне успешно работают - здесь внедрили интегрированную систему бюджетного планирования всего региона на базе решений SAP.
Дела казенные: до...
Задумавшись о модернизации бюджетной системы, Пермские власти четко определили, цели, которых хотят достичь. Это, во-первых, полный перенос всего бюджетного процесса в единую информационную систему. Причем, систему, которая не только учитывает все нюансы этой деятельности, но и соотносит ее с действующим законодательством. Сказать проще — экономит время и сокращает затраты на юротдел. Во-вторых, такая система должна еще гарантировать своевременную и достоверную отчетность по всем статьям – от планируемых до уже внесенных поправок и изменений в бюджет. Другими словами, чтобы для оценки ситуации не надо было собирать информацию от каждого ведомства по отдельности, а достаточно нажатия одной клавиши.
Ведь до этого момента сотрудники, например, пермской администрации работали индивидуально, и каждый – со своими электронными таблицами. Уже такая организация труда с первых же шагов создавала проблемы, впоследствии нарастающие со скоростью снежного кома: любая малейшая ошибка в данных на начальном этапе дает серьезный сбой во всех последующих. Да и сложно было проверить обоснованность отдельных показателей или провести ретроспективный анализ исполнения определенных статей расхода. Добавим сюда отсутствие единой методики расчетов и сложные межведомственные взаимодействия всех участников бюджетного процесса – например, такой нюанс, как соотнесение бумажной и электронной документации!
Вот эти препоны и призвана была устранить единая интегрированная система бюджетного процесса Пермского края. Но не выбранная произвольно, а уже апробированная в органах власти, подтвердившая свою надежность и масштабность не только в России, но и за рубежом. В дополнение к этим требованиям ее производитель должен был полностью поддерживать программу на этапе внедрения. А это, кстати, весьма важный аспект, позволяющий обучить и подготовить персонал заказчика к работе в новых условиях.
Всем этим условиям полностью соответствовало предложение компании SAP, которой пермские власти и доверили реорганизацию всего планово-финансового управления на основе внедрения продукта SAP ERP.
...и после внедрения SAP ERP
Приступая к работе, специалисты SAP тщательно изучили нормативно-регламентные документы федерального и регионального уровня, провели анализ процессов обмена информацией между всеми органами государственной власти, задействованными в процессе формирования и исполнения бюджета. Пилотный вариант компания SAP выполняла совместно с фирмой «Парма-Телеком», которая затем и занималась тиражированием системы.
Собственно, внедрение системы SAP ERP шло в два этапа. Первоначально бюджетное планирование освоили в министерстве финансов и министерстве социального развития Пермского края. При этом разработчики учли и такой немаловажный момент, как удобство и, главное, уже имеющиеся навыки у пользователей системы — напомним, что пермские госслужащие уже работают со своими электронными таблицами. Поэтому привычный формат Microsoft Excel сохранен в приложениях SAP.
В итоге созданная система решает следующие функциональные задачи: планирование бюджетных ограничений; планирование доходов, расходов и источников финансирования, балансировка и согласование планируемых сумм, формирование приложений к бюджету. Ее удобства и преимущества высоко оценило руководство Министерства финансов Пермского края.
Ольга Владимировна Антипина, и.о. министра финансов Пермского края: «Система планирования позволила не только сократить временные и человеческие затраты на осуществление бюджетного цикла, но и дала возможность работать на качественно ином уровне. Процесс стал обоснованным и прозрачным, взаимодействие между Министерством финансов и остальными участниками бюджетного процесса – министерствами и ведомствами, стал более контролируемым, сроки выполнения регламентных процедур могут быть проинспектированы контролирующими органами. Консолидация бюджета на уровне Минфина значительно упростилась, сократились до минимума ручные процедуры выверки запланированных фрагментов бюджетов».
Система, универсальная для всех
Ну а после такой авторитетной оценки подсистемы исходного проекта SAP ERP распространили на остальные исполнительные органы власти региона. В итоге единая интегрированная среда планирования бюджета охватила более 250 человек в девяти функционально-целевых блоках правительства Пермского края и 36 министерствах и агентствах. Среди которых, помимо вышеупомянутых финансистов и социальщиков, - Министерство образования и Администрация губернатора, Агентство по управлению имуществом и Министерство здравоохранения, Минкульт и Министерство молодежной политики и массовых коммуникаций, а также Министерство общественной безопасности и Законодательное собрание Пермского края.
Согласитесь, список впечатляет. Но и это еще не все: дальнейшее развитие этой системы пойдет уже по пути расширения ее аналитических возможностей и увеличения количества пользователей.
Леонид Иванович Тихомиров, генеральный директор ООО «Парма-Телеком»: «Решение «Управление бюджетным процессом» на платформе SAP ERP универсально и может успешно применяться для автоматизации деятельности муниципальных образований и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».