Комплексный подход к муниципальному управлению
Любимая поговорка полководца Суворова «Смелость города берет» актуальна и поныне, но с поправками на современность: только вооружившись решительностью и IT-решениями можно превратить донельзя урбанизированную среду в место, где безопасно и комфортно жить, где чистый воздух, удобная инфраструктура, здравоохранение, отлаженная транспортная система и жилищно-коммунальное хозяйство. Муниципальные образования, обустроенные по такому принципу, получили название «Умных городов» - Smart City. Претворить такие проекты в жизнь помогают решения компании SAP, в багаже которой — опыт «возведения» «умных городов» или отдельных проектов для них по всему миру.
Компания SAP готова предложить любому «умному городу» комплексный подход, позволяющий решить проблемы построения системы управления с максимальной эффективностью. Причем, функционалом своих решений она готова закрыть если не все, то большую часть процессов городского управления, адаптируя решения под нужды конкретного муниципалитета. Хотя внедрение и отдельных модулей также приносит существенный эффект — если, конечно, такие проекты вписаны в долгосрочную программу. Например, внедрение системы управления недвижимым имуществом позволит городу создать полноценный реестр собственности, значительно повысить доходы бюджета от сдачи в аренду, оптимизировать арендные ставки, навести порядок в договорном учете. В России подобные системы с успехом реализованы в Управлении делами Президента РФ и Агентстве по управлению имуществом Пермского края.
Очень часто проекты SAP в городах и городских округах связаны с централизацией и объединением территорий. Например, город Оттава (Канада) перевел свой набор различных систем в одну инсталляцию SAP ERP. Используя богатую функциональность решения SAP для государственного сектора, удалось помочь властям Оттавы свести бизнес-процессы к единой, консолидированной технологической платформе, поддерживать полный цикл управления недвижимым имуществом, а также экспертно управлять процессами в таких областях, как дорожное движение, парковки, общественный транспорт, ремонт дорог, канализация и очистка воды.
В Бирмингеме (Великобритания) создан центр обслуживания граждан, где в колл-центре и центре личного обслуживания граждан работает 5000 операторов. Все обращения граждан в органы государственной власти региона переадресуются через этот канал. Все информационные системы региона с помощью модели облачных вычислений и средств виртуализации сосредоточены на одной информационной платформе в рамках одного центра обработки данных.
SAP не остается в стороне и от внедрения революционных ИТ-решений, которые так же важны для города. Например, решение SAP HANA, засчет производительного хранилища данных с использованием технологии In-memory, позволяет одному из городов Японии эффективно управлять транспортными потоками. Ранее такой результат был бы невозможен из-за отсутствия инструментов с достаточной скоростью обработки данных.
Компания SAP так же предлагает решения задач мониторинга и организации обратной связи - в этом сегменте можно отметить новый продукт SAP BusinessObjects EventInsight. Это прекрасное средство для поддержки ситуационных центров и мониторинга процессов. EventInsigt позволяет в режиме онлайн снимать информацию с неограниченного количества датчиков различных типов, обрабатывать ее по заранее заданным алгоритмам и визуализировать состояние объектов мониторинга. Здесь уже идет мониторинг всей городской инфраструктуры. В России система на платформе BusinessObjects, в основном, находит применение, как классический аналитический инструмент для госуправления и прекрасное средство визуализации данных. Он используется в Управлении делами Президента РФ, в работе Центральной избирательной комиссии, в Росимуществе.
Что касается задач формирования обратной связи, очень интересный проект стартовал в Аналитическом центре при Правительстве РФ — сейчас очень актуальны задачи мониторинга общественного мнения через сеть Интернет. Инструменты SAP для текстового анализа позволяют эффективно обрабатывать неструктурированную информацию, строить тренды и проводить исследования.
Для взаимодействия граждан и власти, получения государственных услуг, социальной помощи компания SAP предлагает, в частности, CRM-систему. Здесь один из самых интересных примеров — компания KMD в Дании. Социальная помощь в Дании выведена на аутсорсинг в коммерческую организацию, которая провела масштабное внедрение SAP CRM на всю страну.
Следующим шагом к информационному обществу, несомненно, будет разработка инструментов для участия жителей в планировании развития города. Здесь окажутся востребованными интерактивные информационные панели, с помощью которых гражданин может поучаствовать (например, в форме голосования) в планировании бюджета города, в распределении расходных статей — все эти инструменты так же имеются в арсенале компании SAP.