В сфере автоматизации госсектора SAP является безусловным лидером, занимая половину мирового рынка.
Готов ли российский госсектор к масштабному внедрению информационных технологий? Как показывает мировой опыт, без них модернизация экономики и повышение эффективности государственного управления невозможны.
Однако, учитывая масштабы нашей страны, пока сложно представить себе единое информационное пространство «Россия». О создании новой информационной модели государственного управления мы беседуем с заместителем генерального директора SAP СНГ Ишханом Казиняном.
– Как вы оцениваете основные тенденции использования ИТ в российском госсекторе? И как, на Ваш взгляд, наверстать упущенное?
– Если говорить о развитых странах, то информационные технологии давно оказывают огромное влияние на деятельность госструктур. С их помощью можно более оперативно решать в масштабах государства такие задачи, как учет и планирование бюджетов разных уровней, развитие информационных сервисов для населения и сокращение расходов на госаппарат за счет автоматизации многих процессов и перехода к электронному документообороту.
Наши решения работают в более чем 1500 госструктур по всему миру, как на федеральном уровне, так и на региональном. В России решения SAP используют администрации Ленинградской области и Пермского края, Министерство промышленности и торговли, «Росатом», Росводоресурсы, Росимущество и многие другие. В сфере автоматизации госсектора SAP является безусловным лидером, занимая более 48 % мирового рынка. Это огромный опыт. Анализируя его, мы видим очень важную тенденцию: автоматизация госсектора сегодня перестала быть модной темой, теперь это – осознанная необходимость.
Нашей стране для ускорения модернизации очень важно перестать оглядываться на советское прошлое. Нужно ориентироваться на результаты наиболее эффективных государств с развитой экономикой и сильной социальной сферой.
Оценивать и перенимать их опыт, адаптировать его к российской специфике. Например, сегодня практически все федеральные структуры России обеспечены компьютерами и подключены к сети Интернет. Но современные системы, которые позволяют эффективно работать с информацией, есть пока далеко не везде. До недавнего времени информационные технологии в нашей стране развивались двумя путями: создание «самописных» систем или разработка ИТ-решений на платформе какого-либо известного вендора.
Как показала практика, оба этих пути сильно уступают по эффективности внедрению промышленных решений. Преимущество таких решений в том, что они основаны на лучшем мировом опыте. Он уже собран и систематизирован – не нужно «изобретать велосипед». Эта задача – адаптировать лучший мировой опыт, чтобы быстрее достигнуть результата – сегодня очень важна для России.
Вторая важная задача – научиться применять комплексный подход к формированию целей проекта и критериев оценки его результатов (Value Engineering). Если цель проекта не сформулирована или непонятна, это ведет к увеличению сроков запуска систем в эксплуатацию, росту скрытых затрат на проект и, как следствие – неудовлетворенность заказчика и недоверие к ИТ как технологии повышения эффективности.
– Почему Вы считаете, что можно использовать ИТ более эффективно?
– На основании тех примеров, которые мы уже видим в государственном секторе и коммерческом сегменте. К сожалению, госструктуры зачастую не готовы использовать западные системы. Нам приходится развенчивать старые, но живучие мифы – например, о высокой стоимости продукта. При этом не стоит забывать, что стоимость продукта как таковая в мировой практике не является единственным критерием выбора. В первую очередь, оцениваются совокупная стоимость владения решением, окупаемость и эффективность проекта. И наш опыт показывает, что окупаемость может быть достигнута в кратчайшие сроки. Так, бережливые австрийцы подсчитали, что чистый доход от внедрения решения SAP в Министерстве финансов Австрии за 10 лет составит около 320 млн. евро. В результате проекта по внедрению системы SAP для автоматизации работы административного департамента Министерства промышленности и торговли РФ время обслуживания пользователей сократилось на 50 %, затраты на обслуживание оборудования – на 30 %, складские запасы – на 20 %. Другой пример: экономический эффект от работы Аналитического центра при Правительстве РФ после внедрения системы SAP оценивается в 1 триллион рублей.
Еще один типичный миф – умеют ли российские компании внедрять западные ИТ-решения. Чтобы его развеять, SAP с первых лет работы в России инвестирует в развитие партнерской сети и повышение компетенций наших партнеров, более того, мы ориентируемся на продажу своих решений в госсектор именно через партнеров. Компетенции наших партнеров позволяют им самостоятельно реализовывать проекты любой сложности, в том числе – не имеющие аналогов в России. Приведу примеры таких инновационных проектов: это единая система управления здравоохранением в Тюмени и единая интегрированная система управления бюджетированием в Пермском крае. В Тюмени технологии SAP помогают не только в организации лечения, но и в управлении медицинскими учреждениями, оценке эффективности услуг для пациентов. В Пермском крае комплексная информационная система на базе SAP ERP – основа всех процессов управления регионом. Этот проект рекомендован Министерством финансов РФ в качестве примера для построения систем бюджетного планирования в регионах.
– Что должно измениться со стороны госсектора и ИТ-компаний, чтобы процесс автоматизации госсектора стал динамичнее?
– Министерства и ведомства должны повышать требования к поставщикам ИТ-решений, более четко формулировать цели и ожидания от внедрений. SAP, как мировой лидер в сфере автоматизации госсектора, видит свою миссию в том, чтобы помогать госструктурам выбирать лучшие технологии управления и отказываться от неэффективных. В мире уже накоплен большой опыт информатизации государственного управления – нужно более активно изучать его, выбирать и адаптировать для России лучшие мировые практики, решения и технологии.
В свою очередь, западные поставщики ИТ-решений лучше должны представлять себе специфику государственного управления в России. Мы инвестируем значительные средства в локализацию продуктов, причем стараемся идти на шаг впереди и планируем локализовать продукты, которые в настоящее время еще на получили широкого распространения в России, но, учитывая наш западный опыт, мы видим, что они будут востребованы в самое ближайшее время. Также, огромное внимание мы уделяем сертификации продуктов. Компания SAP стала первым в Российской Федерации иностранным разработчиком ERP систем, чей продукт был сертифицирован по линии ФСТЭК для использования в информационных системах персональных данных класса К1.
Стратегия SAP в России и СНГ – продолжить быстрый и стабильный рост, которого мы добились в последние годы. До 2015 года планируем увеличить штат сотрудников в России и СНГ с 700 до 1300 человек, в том числе – удвоить число сотрудников службы поддержки. Для этого готовим кадровый резерв – сотрудничаем с ведущими университетами страны, инициируем учебные программы и курсы по ИТ для бизнеса. Продолжаем работу по расширению партнерской сети: к 2015 году количество консультантов SAP должно вырасти с 6000 до 20000. SAP поддерживает проекты Инновационного центра «Сколково»: в его составе будет работать исследовательское подразделение SAP Lab, открытие которого состоится уже в наступающем году. Все эти шаги ведут нас к важной цели – быть для наших клиентов в госсекторе и других отраслях надежным и компетентным стратегическим партнером.