К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Инвестиционными продуктами заинтересовались все категории граждан»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2020 году инвестиционный портфель клиентов private banking в банке «Открытие» превысил 220 млрд рублей, количество состоятельных клиентов, имеющих брокерские счета, увеличилось на 67%. Портфель активов розничных клиентов «Открытие Брокер» вырос на 121%. За счет чего банку удалось достичь таких результатов и какие задачи он ставит перед собой на 2021 год, рассказал заместитель президента — председателя правления банка «Открытие» Виктор Николаев.

2020 год принес фантастические результаты для российского фондового рынка: количество счетов частных инвесторов на Московской бирже превысило 10 млн. Видите ли вы повышенный спрос на инвестиции среди клиентов банка «Открытие», в том числе состоятельных?

— Действительно, в прошлом году на Московскую биржу пришло больше инвесторов, чем суммарно за предыдущие годы. На наш взгляд, это закономерно. Фокус на инвестиции прослеживался во всех сегментах, так как консервативная категория граждан искала альтернативу депозитным продуктам, а рисковые инвесторы имели возможность получить быстрый спекулятивный доход.

Прошлый год был очень волатильным, неожиданным со всех точек зрения, но клиентское поведение в этой волатильности отличалось от кризиса 2014 года — люди практически не паниковали. Наоборот, видели в коррекции возможности, заходили в подешевевшие инструменты, делая ставку на отскок рынка. И она сработала. Глобальные рынки восстановились уже к лету  — индекс S&P 500 восстановился до уровней начала падения в марте. Со своих минимальных мартовских отметок индекс вырос более чем на 50%. Так что прошлый год дал частным инвесторам хорошие возможности заработать.

Доля инвестиционных решений в совокупном портфеле клиентов private banking «Открытия» выросла до 45% против 34% на конец 2019 года, их инвестиционный портфель вырос на 74% и превысил 220 млрд рублей. При этом количество состоятельных клиентов, имеющих брокерские счета, увеличилось на 67%. Та же тенденция прослеживалась и в розничном сегменте. Количество клиентов «Открытие Брокер» по итогам 2020 года выросло на 30%, обороты — на 50%. Портфель активов клиентов массового сегмента вырос на 121%.

— Низкие ставки по депозитам сформировали спрос на инвестпродукты. Что помогло вам удовлетворить этот спрос и достичь высоких результатов?

— Прежде всего наличие в группе финансовой экосистемы, широкой инфраструктуры, способной решить задачу любого клиента либо через профессиональное управление, либо через предоставление прямого доступа к глобальным рынкам. Нам удалось решить задачи разных клиентов посредством стабильной работы удаленных каналов, удобства наших мобильных приложений — вот ключевые факторы. Развитие цифровых каналов, удовлетворяющих потребности разных клиентских сегментов, — наша основная стратегическая цель и в дальнейшем.

— Проявились ли какие-то новые запросы в инвестициях?

— Более рисковым клиентам были интересны ставки на определенные отрасли, на которые пандемия сильно повлияла, где за счет ставки на отскок рынка можно было получить большую доходность: авиаперевозки, туризм, нефтегазовый сектор. Теми же, кто на долгосрочной основе формирует свои портфели, было востребовано направление инвестиционного консультирования, или advisory. В 2020 году портфель advisory вырос в три раза, составив около 26 млрд рублей, мы планируем развивать это направление и увеличить портфель в нем на 60%.

Для розничных клиентов был характерен спрос на акции и иные активы иностранных компаний: оборот по иностранным инструментам вырос более чем на 300%. Традиционно, конечно, спросом пользовались российские голубые фишки, инвестиции в драгоценные металлы. А среди менее толерантных к рискам фондового рынка клиентов вырос спрос на ПИФы УК «Открытие». Причем значимо — практически в два раза. И наиболее востребованным оставался консервативный ОПИФ «Открытие Облигации», то есть инвестиции в облигационные инструменты.

— Есть мнение, что клиенты private banking особо ценят сервис персонального банкира, его личные компетенции. Насколько для таких клиентов важен уровень цифровизации банка?

— Невозможно жить в цифровом мире и игнорировать его. Технологии проникают во все клиентские сегменты, безопасность и удобство пользования важны для всех. В 2019 году личным кабинетом либо мобильным приложением на телефоне пользовались 85% всех клиентов «Открытие Брокер», сейчас — практически 100%. Доля тех, кто активно пользовался мобильным приложением на телефоне для инвестиций, составляла в 2019 году 33%, а к концу 2020 года — уже 54%. Люди перестают пользоваться компьютером для совершения стандартных операций, это слишком сложно, все больше и больше мы используем телефон, в том числе для принятия и реализации инвестиционных решений. Кстати, брокерские счета в 76% случаев открываются дистанционно, без визита в офис.

Безусловно, когда речь идет об операциях на крупные суммы, клиентам важно общение с банкиром или со своим менеджером, так как здесь речь идет не только и не столько о безопасности, а о принятии важного решения. Тут очное общение очень важно.

В сегменте private banking реализован функционал, который совмещает в себе взаимодействие с персональным банкиром и диджитал, это мобильное приложение «Открытие.Акцепт». Эта система позволяет акцептовать операцию уже после того, как вы передали запрос на нее любым удобным вам способом. То есть клиент сначала может обсудить ту или иную стратегию инвестиций или условия операции со своим менеджером по телефону, в почте или иным способом. И только потом акцептовать ее в цифровом канале. Особенно он стал актуален во время пандемии, когда физическое перемещение было ограничено.

— Какие задачи вы ставите перед «Открытие Брокер» и УК «Открытие» в 2021 году? 

— У группы «Открытие» амбициозные планы: удвоить нашу клиентскую базу. С января по середину марта в УК «Открытие» совокупный приток клиентов в ПИФы сопоставим с показателями за весь 2020 год, мы планируем с такой же скоростью развивать наш бизнес в этом году и дальше.

Расти выше рынка планируем и в private banking — прирастить клиентскую базу на треть и увеличить портфель на 25%. Сильная черта private banking «Открытия» — глубокая экспертиза в инвестиционных продуктах и предоставление широкого спектра услуг: от пассивного управления до более рисковых и более доходных инструментов.

Еще одна стратегическая задача — помочь получать выгоду от инвестиций клиентам, которые впервые пришли на фондовый рынок. Мы сейчас много инвестируем в программы обучения для таких клиентов.

— Недавно Банк России повысил ключевую ставку. Может ли это остановить активный приток средств физлиц на фондовый рынок?

— Рост ставок не остановит приток инвесторов на финансовые рынки. Многие клиенты уже получили позитивный опыт от инвестиций. Хороший результат за 2020 год показал, какие возможности дает рынок. Такие инвесторы будут продолжать инвестировать.

Изменение процентной ставки влияет только на стоимость инструментов в российских рублях. В сегменте private banking традиционно много клиентов, держащих активы в валюте, — более 60% совокупного портфеля. И в массовом сегменте большой спрос сейчас на приобретение иностранных активов. Вряд ли интерес к инвестиционным продуктам будет сильно снижаться, но он, безусловно, будет трансформироваться. И сейчас мы являемся свидетелями этой глобальной трансформации, когда с одной стороны макроэкономические факторы заставляют людей делать выбор в пользу альтернативных классическим вкладам инвестиционных инструментов в поисках адекватной доходности, а с другой — финансовые институты, крупнейшие банки в частности, вкладывают существенные ресурсы в развитие инфраструктуры, продуктовой линейки, повышение уровня финансовой осведомленности своих клиентов. Эти факторы будут способствовать притоку средств физических лиц в инвестиции и дальше.


* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+