К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Армен Бадалов: «Что по прогнозам должно было занять пять лет, происходит за год-два»

Армен Бадалов: «Что по прогнозам должно было занять пять лет, происходит за год-два»
Как меняется отношение бизнеса к экологии? Какую роль играет в этом цифровой скачок, который происходит сейчас в большинстве отраслей? Обо всем — в интервью Армена Бадалова, замгендиректора по стратегии и развитию бизнеса Schneider Electric в России и СНГ.

Как меняется восприятие российским бизнесом экологических и климатических проблем, возможно ли «озеленить» старые советские активы и насколько ускорился цифровой переход под влиянием пандемии? В преддверии Schneider Electric Innovation Summit Moscow 2021, который состоится 27-29 апреля в ЦВК «Экспоцентр», мы поговорили об этом с Арменом Бадаловым — заместителем генерального директора по стратегии и развитию бизнеса Schneider Electric в России и СНГ.

— Ваша компания признана самой устойчивой и социально ответственной по версии Corporate Knights. Тема грядущего Innovation Summit — цифровое и устойчивое будущее. Сейчас много говорится про устойчивое развитие, термин ESG на слуху. Что под ним подразумевает Schneider Electric?

— «Устойчивое развитие» действительно толкуется достаточно широко. С нашей точки зрения, оно связано с экологией, климатом и охраной окружающей среды, это краеугольный камень. В первую очередь — снижение выбросов CO2: зеленая энергетика, электрификация транспорта, использование современных энергоэффективных технологий. Кроме этого под устойчивым развитием мы понимаем управление отходами, в том числе твердыми бытовыми отходами; также к этой сфере относятся вопросы, касающиеся водоподготовки и водоочистки.

Стратегия устойчивого развития Schneider Electric соответствует принятым в 2015 году 17 целям устойчивого развития ООН и Парижскому соглашению, подписанному в рамках Конвенции ООН об изменении климата. Мы делаем упор на такие ключевые направления, как борьба с изменением климата, ответственное производство и потребление, где фокусируемся на экологичных цепочках поставок и циклической экономике, доступной и чистой энергии, чистой воде, инновации в промышленности. Schneider Electric взяла на себя обязательства по всем этим пунктам и придерживается их в своей хозяйственной и стратегической деятельности, а также в отношениях с клиентами и партнерами.

— Какие риски для бизнеса возникают, если он не инвестирует в зеленые технологии?

— Отсутствие климатической повестки и ESG-стратегии несет вполне осязаемые риски: в первую очередь неэкологичные производства вынуждены работать под постоянным государственным контролем. Мы говорим не только про выбросы CO2, но и про сточные воды, утилизацию мусора. Все это чревато серьезными штрафами для бизнеса и дополнительными, зачастую непредвиденными расходами.

Страдает репутация — имидж предприятия в глазах акционеров, инвесторов. Компании, которые торгуются на публичных рынках, ощущают серьезное давление со стороны инвестиционных фондов. Если подход к экологическим вопросам не меняется, компания в конце концов лишается инвестиций на финансовых рынках, которые могла бы получить, будь она более устойчивой. Верно и обратное: если бизнес инвестирует в устойчивое развитие, это открывает ему возможности для роста стоимости акций, привлечения кредитного и другого финансирования.

Наш анализ показывает, что за последнее десятилетие компании, инвестирующие в сокращение выбросов углерода, достигли снижения волатильности своих доходов на 50% и добились более высоких (в среднем на 20%) дивидендов, чем их аналоги с более низким рейтингом.

— То есть инвестиции в зеленые технологии сегодня уже не просто статья расходов?

— Верно. Еще несколько лет назад зеленые инвестиции зачастую рассматривались компаниями как чисто имиджевые. Сейчас мы перешли на этап, когда такие инвестиции, особенно если они совмещены с инвестициями в цифровизацию, становятся окупаемыми и приносят дополнительную прибыль. Это происходит в первую очередь за счет повышения эффективности производства, более качественного планирования логистических цепочек, улучшения мониторинга по всем ключевым показателям производства. Снижаются и расходы на коммунальные платежи, ведь энергоэффективность напрямую связана с устойчивым развитием.

Сегодня экономический эффект каждой инвестиции в зеленые технологии может быть посчитан, и окупаемость понятна уже на этапе планирования. Это действительно важное изменение, произошедшее за последние несколько лет.

Schneider Electric делает упор на такие ключевые направления, как борьба с изменением климата, ответственное производство и потребление, где фокусируется на экологичных цепочках поставок и циклической экономике, доступной и чистой энергии, чистой воде, инновации в промышленности.

— Вы наблюдаете повышение интереса к ESG-повестке в России?

— Безусловно, это долгосрочный тренд. Год от года вопросы климата и устойчивого развития становятся для российской экономики все более актуальными. Число запросов от клиентов на климатические услуги растет буквально с каждым месяцем. Также все больше компаний заинтересованы в приобретении нашего оборудования и технологических решений, как наиболее «чистых» и энергоэффективных.

Мы гордимся тем, что отчасти стали пионерами: в 2019 году Schneider Electric провела первый масштабный Innovation Summit в России и одной из первых указала на устойчивое развитие как сформировавшийся тренд. То мероприятие было, скорее, дискуссионной площадкой, нежели бизнес-платформой. К нынешнему году все изменилось: никто больше не дискутирует «нужно — не нужно», тема перешла в операционную реальность. Многие компании уже приняли стратегии в области устойчивого развития, имеют в штате высококлассных специалистов в этой области, реализуют соответствующие инвестиционные программы, а также интересуются конкретными современными решениями, технологиями и услугами. Мы довольны тем, что российское бизнес-сообщество осознало потребность в климатических, цифровых решениях, и рады, что работа, которую выполняли последние годы, дала хорошие результаты.

— Какие услуги предлагает Schneider Electric на мировом рынке и в России?

— Подчеркну, что все услуги, которые мы предлагаем на глобальном рынке, доступны и здесь. Мы ни в коем случае не пытаемся искусственно ограничить или как-то выделить Россию. Schneider Electric оказывает консультационные услуги, направленные на определение приоритетов в устойчивом развитии компании, правильную подготовку отчетности, аудит как прямых выбросов заказчика (Scope 1), так и его косвенных выбросов (Scope 2 и 3).

Далее переходим к фазе проектирования и внедрения: на базе наших же рекомендаций или по решению самого клиента мы внедряем комплексные технологические решения на площадках заказчика. Они актуальны для любой отрасли: нефтегазовой, металлургической, в гражданском строительстве, пищевой промышленности. В соответствии с выбранными приоритетами Schneider Electric подбирает необходимые технологии. На этом этапе мы можем использовать технологии цифровых «двойников» для грамотного проектирования объекта с учетов всех приоритетов заказчика, включая и устойчивое развитие.

После внедрения, инвестиционной фазы, мы переходим к эксплуатации, управлению активами. У нас широкий портфель различных, в первую очередь цифровых, решений для мониторинга и учета ресурсов, анализа больших данных. Это позволяет точно определять текущее состояние актива, заниматься предиктивной аналитикой, управлением производственными процессами. В нашем портфеле имеются самые современные, в том числе облачные, аналитические решения по управлению активами, энергообеспечением, выбросами, определению потерь в сетях электро- и теплоснабжения, анализу технологических процессов. Мы предлагаем самые продвинутые системы управления производственными операциями, повышающие итоговую эффективность оборудования и оптимизирующие потребление производственных ресурсов.

В целом с нашим заказчиком мы можем пройти полный путь от планирования и оценки приоритетов до внедрения и эксплуатации.

— Многие отечественные предприятия являются советским наследием, поддаются ли они «озеленению»?

— Schneider Electric присутствует на российском рынке свыше 100 лет, так что проблема известна нам не понаслышке. Наличие большого количества устаревших активов — действительно серьезная проблема. С другой стороны, какой-то катастрофической ситуации нет: если такой актив находится в руках эффективного собственника, он постоянно модернизируется. Большинство крупных промышленных холдингов уже долгое время занимаются модернизацией как технологий, так и энергетической инфраструктуры.

Другой разговор, что, применяя подход устойчивого развития и используя энергосберегающие технологии, можно сделать такие производства еще эффективнее и рентабельнее. Конечно, добиться того, чтобы они стали на 100% углеродно-нейтральными, сложно. Тут собственник должен определиться с приоритетом, и совместно с ним мы достигнем того максимума, который возможен.

— Одна из тем Innovation Summit Moscow 2021 — «умные» города. Какие решения предлагает Schneider Electric в этой области?

— Для нас города являются приоритетом: на них приходится до 75% всех выбросов, также за последние 10 лет объем отходов в городах увеличился в три раза. Это проблема не только России — в любом мегаполисе мира выбросы являются головной болью номер один. Откуда они берутся? Во-первых, автотранспорт, который негативно влияет на экологию. Во-вторых, городское хозяйство (ЖКХ). В-третьих, здания — особенно большие здания: торговые и бизнес-центры, жилые многоэтажки. Отсутствие энергоэффективных технологий для подобных сооружений приводит к тому, что они создают очень много выбросов и неэффективно расходуют энергетические ресурсы.

Schneider Electric работает с такими объектами: мы предлагаем решения и для теплоснабжения, и для электроснабжения. Кроме того, предоставляем зеленые технологии для самих сооружений. У нас есть цифровые технологии управления различными объектами гражданского строительства, включая офисные и торговые центры, больницы, гостиницы, логистические центры и объекты розничной торговли. Поскольку города являются главными источниками загрязнения по всей планете, Schneider Electric делает на них упор: решение проблем мегаполисов для нас — ключевая задача.

В портфеле компании имеются самые современные, в том числе облачные, аналитические решения по управлению активами, энергообеспечением, выбросами, определению потерь в сетях электро- и теплоснабжения, анализу технологических процессов.

— Предлагая различные цифровые решения, как вы оцениваете текущую степень цифровизации в России и мире? Пандемия ускорила цифровой переход?

— Тема цифровой трансформации не нова, но она по-прежнему актуальна, даже можно сказать, актуальна как никогда. Наступил период активного расширения цифровых предложений со стороны ключевых поставщиков и внедрения цифровых решений практически во всех секторах экономики. Цифровая трансформация сейчас на пике активности, и по всем секторам и направлениям Schneider Electric предлагает комплексные решения: для цифрового производства, цифровых зданий и «умных» городов.

Есть три уровня цифровизации производства или какого-то объекта. Первый — подключенные устройства: любое оборудование внутри завода или шахты может быть подключено к сети. Этот этап по большому счету уже пройден практически во всех отраслях. Второй уровень — так называемый edge control, периферийные вычисления, связанные с управлением производственными процессами. Многие предприятия преодолели и второй этап. Третий — большие данные, аналитика и вычисления, как правило это облачные технологии. Они получили существенное развитие и ускорение во время пандемии.

Во-первых, компании столкнулись с необходимостью перехода на удаленную работу, что потребовало быстрого наращивания серверных мощностей. Во-вторых, многие обнаружили, что отправить, например, сервисных инженеров на производственные площадки невозможно — или сами площадки закрыты, или перемещения людей ограничены. Серьезная проблема, кстати говоря: нам пришлось с клиентами на ходу отрабатывать удаленное обслуживание, удаленную пусконаладку. В этих ситуациях стала очевидной ценность таких технологических решений, как дополненная реальность, «безлюдные» системы управления.

Компании, имевшие цифровой задел, в пандемию выиграли очень существенно. Остальные стали активнее развивать «цифру». Причем если до эпидемии продвинутые решения вроде «безлюдного» производства для большинства компаний не являлись приоритетными, то теперь бизнес внимательно присматривается к тому, что еще вчера казалось или слишком дорогим, или не особо нужным. То, на что, по нашим прогнозам, должно было уйти не меньше пяти лет, сейчас происходит буквально за год-два.

— Много внимания на Innovation Summit будет уделено подготовке молодых специалистов. Почему это важно для Schneider Electric?

— Работа с талантливой молодежью всегда была принципиальным вопросом и частью глобальной стратегии Schneider Electric. Компания давно сотрудничает с российскими университетами в подготовке студентов, в оснащении лабораторий и центров экспертиз, которыми мы располагаем во многих вузах. Зачем мы это делаем? Это инвестиции в собственное будущее: мы сами являемся технологической компанией и в любой точке мира испытываем дефицит кадров. Но мы в равной степени заинтересованы в воспитании кадров и для наших заказчиков. Они приобретают наши технологии, так что для нас важно, чтобы у партнеров были высококвалифицированные кадры именно с точки зрения цифровизации.

Поэтому в рамках Innovation Summit мы готовим специальную программу на эту тему. В офлайн-формате пройдет интерактивная сессия для молодых специалистов, которая будет состоять из интервью с текущими стажерами, карьерного теста и интерактивной командной части — дебатов и питча для студентов с призами для победителей. Мы также предлагаем туры по выставочному пространству на Innovation Summit, чтобы студенты могли ознакомиться с самыми современными технологиями. Однако нужно понимать, что все это — только верхушка айсберга, а основа — наша каждодневная работа с вузами, которую мы намерены продолжать.

Цифровая трансформация сейчас на пике активности, и по всем секторам и направлениям Schneider Electric предлагает комплексные решения: для цифрового производства, цифровых зданий и «умных» городов.

— Как Schneider Electric «озеленяет» собственные бизнес-процессы, каких показателей планируете достичь?

— Мы чрезвычайно серьезно подходим к этому вопросу: планируем к 2025 году стать углеродно-нейтральной компанией, а к 2050 году обеспечить цепочку поставок с нулевыми выбросами.

Мы находимся в экосистеме циклической экономики. На наших производственных площадках мы отправляем на переработку 100% металлических и 97% неметаллических отходов, образующихся в процессе создания добавленной стоимости, и постоянно работаем над улучшением данного процесса. Также мы планируем в упаковке полностью отказаться от использования одноразового пластика и перейти на картон из переработанных материалов.

В России мы не только сами стремимся достигать целей в области энергоэффективности, собственной генерации, переработки отходов, но и помогаем достичь их нашим клиентам. Schneider Electric намерен сохранять лидерские позиции.


* Возрастное ограничение 16+
* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+