— Насколько сильно пандемия COVID-19 повлияла на медицинский бизнес Philips? Как изменился спрос на оборудование, удается ли компании оперативно реагировать на запросы клиентов?
— Текущая эпидемиологическая ситуация диктует определенные тренды в развитии рынка медицинских систем. Мы стремимся соответствовать этим трендам и формируем релевантные предложения, чтобы удовлетворить потребности медицинских учреждений в необходимом оборудовании.
Сейчас кабинеты КТ должны справляться с беспрецедентной нагрузкой, так как компьютерная томография является одним из наиболее чувствительных методов диагностики вирусной пневмонии, и количество исследований существенно возросло. Раньше с помощью одного аппарата проводилось в среднем 40-50 исследований в день. Сейчас бывает и более 100 исследований в сутки. Это подтверждает важность современных технологий, позволяющих ускорить получение результатов и увеличить пациентопоток. В условиях пандемии на передний план выходит низкодозная компьютерная томография, при которой врач получает снимки отличного качества, а лучевая нагрузка на пациента снижается. Контроль дозы облучения необходим, поскольку пациенту с коронавирусом могут назначать КТ для оценки динамики заболевания. Многократное воздействие радиации может спровоцировать риск возникновения раковых клеток, поэтому важно достичь максимального снижения дозы лучевой нагрузки во время КТ-обследования.
Чтобы подстроиться под спрос, мы существенно увеличили мощности, нарастили объемы производства, постарались максимально упростить цепочку поставок. Мы доставляем компьютерные томографы авиасообщением, хотя это достаточно габаритные аппараты. Кроме того, некоторые модели томографов производятся на нашей площадке в Московской области. Безусловно, это значительно сокращает сроки поставки КТ в больницы.
Когда разворачивалась первая волна пандемии, было много больших заказов на аппараты искусственной вентиляции легких. Потом стало поступать больше запросов на КТ. Все поняли, что чем раньше и точнее диагностируется поражение легких, тем меньше вероятность, что заболевание перейдет в тяжелую форму, и человека придется переводить в реанимацию. А сейчас растет интерес к ангиографам — у людей, переболевших COVID-19, часто наблюдаются серьезные осложнения на сердечно-сосудистую систему.
— Какие разработки Philips позволяют усовершенствовать диагностику и при этом снизить риск заражения врачей коронавирусом?
— Здесь надо отметить ультразвуковые решения с телемедицинским функционалом. Например, ультрапортативная УЗ-система Lumify дает возможность проводить УЗИ с помощью компактных датчиков, подключенных к смартфону. Видео процедуры можно в режиме реального времени транслировать коллегам.
При этом исследование может проходить, допустим, в Ижевске, а врач УЗД, с которым идет общение онлайн, будет находиться в больнице в Москве. Решение оказалось полезным в «красных» зонах медучреждений. Оператор (врач — анестезиолог-реаниматолог, кардиолог) может проводить УЗИ в палате инфицированного пациента, а врач УЗД — оценивать изображения на рабочей станции в «чистой» зоне. Это помогает решить проблему нехватки кадров и снизить количество контактов персонала и пациентов, тем самым сократить риск перекрестного заражения.
С этой системой можно создать центр управления и анализа изображений в сети клиник или даже в целом регионе. Благодаря этому можно получить обобщенную картину по результатам диагностики и проводить необходимую аналитику. Например, такое решение реализовано в Сахалинской области.
— А существуют ли у Philips решения, которые улучшают качество медицинской помощи пациентам в стационарах?
— Да. Например, цифровая реанимация — система поддержки принятия клинических решений ICCA. Мы развернули систему в нескольких больницах России. ICCA автоматически собирает медицинские данные пациента с прикроватного оборудования разных производителей в реанимационной палате и операционной. Соотносит их с назначениями, результатами лабораторных исследований, ведет автоматическое документирование. На основании клинических протоколов делает напоминания и дает подсказки медицинскому персоналу. Рабочий процесс в отделении оптимизируется, а врачи могут уделять больше времени пациентам. Пользователи воспринимают систему как большое благо: все данные сосредоточены в одном месте, что помогает верно выстроить лечение и избежать ошибок.
— На ваш взгляд, как будут развиваться в России технологии дистанционного взаимодействия пациентов и врачей и телемедицина в целом?
— Судя по тому, что мы наблюдаем в последние пять-семь лет, в этом направлении случился прорыв. Долго обсуждалась необходимость развития телемедицины и возможные риски. Но сейчас мы видим, что общее отношение к ней поменялось кардинально. Первичное звено в системе здравоохранения перегружено. Телемедицина направления «врач-пациент» — это путь к снижению этой нагрузки.
Но в телемедицине есть и направление «врач-врач» — технологии для дистанционного взаимодействия специалистов. Благодаря им необязательно в каждой больнице иметь квалифицированного врача, описывающего снимки, полученные на томографе. Достаточно сотрудника, который проведет процедуру и отправит полученные изображения в региональный центр компетенций, где ими займутся врачи-рентгенологи.
Те же портативные ультразвуковые приборы Lumify первоначально мы планировали поставлять для медицины катастроф, например, в МЧС. Сейчас они используются в инфекционном стационаре в Коммунарке. Там карманный ультразвук помогает врачам быстрее принимать решения.
— Помимо медоборудования, вы занимаетесь медицинским консалтингом как на уровне систем здравоохранения регионов, так и в лечебных учреждениях. Как консалтинг помогает выстраивать работу во время пандемии?
— Уже с декабря 2019 года мы отслеживали ситуацию с COVID-19 в Китае, затем в Италии. Тогда мы наблюдали за динамикой распространения вируса и пытались предусмотреть ситуацию в нашей стране.
Впоследствии наши консультанты начали изучать опыт стран, наиболее успешно справлявшихся с пандемией. На основе этого анализа они сформировали целую библиотеку решений, которые применяются в различных странах и могут быть адаптированы к нашим реалиям. Коллеги создали для перепрофилированных под прием пациентов с COVID-19 больниц список простых, но эффективных действий в духе LEAN-менеджмента. LEAN — это бизнес-концепция, в основе которой лежит ценность для потребителя. Инструменты LEAN позволяют понять, какие этапы в работе организации полезны, а какие — неэффективны, и устранить последние.
Все подобные материалы бесплатны и находятся в открытом доступе. Многие медицинские учреждения в России воспользовались ими.
Летом 2020 года наши консультанты помогали медучреждениям при обратном перепрофилировании, когда по завершении первой волны пандемии они снова начали оказывать плановую помощь. Это сложная задача: больницам необходимо принимать профильных пациентов, продолжая соблюдать все противоэпидемические меры, продиктованные пандемией COVID-19. Например, НМИЦ кардиологии Минздрава России, которому сначала нужно было быстро превратиться в инфекционный стационар, а после первой волны с минимальными затратами вернуться к помощи пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Мы составили для кардиоцентра обзор решений, использовавшихся в Италии, Испании, Германии и других странах. Провели вебинар, на котором эксперты из зарубежных медицинских центров делились своим опытом. НМИЦ кардиологии очень высоко оценил результаты аналитической поддержки Philips.
— К каким выводам пришли ваши консультанты, когда изучали опыт Германии, Южной Кореи и Японии в борьбе с COVID-19? Как эта аналитика используется Philips?
— Анализируя международный опыт, мы поняли, что доверие людей к государству играет важную роль. Мы выяснили, почему в Германии при большом числе заболевших было минимальное количество летальных случаев: немцы очень хорошо организованы и привыкли выполнять рекомендации государственных органов. Власти Германии с первых же недель пандемии всячески пытались привлечь внимание к ношению масок, соблюдению жесткого карантина. Плюс в Германии самая высокая в Европе обеспеченность реанимационными койками: 29 коек на 100 000 жителей.
В Южной Корее моментально началось массовое тестирование на COVID-19, для этого были организованы специальные пункты. Корейские медицинские компании своевременно мобилизовались под производство тестов, и уже в начале февраля в стране были лицензированные государством тест-системы. Важными факторами оказались налаженная коммуникация с населением и мобилизация индустриального сектора.
Япония — признанный в мире лидер по количеству компьютерных томографов на душу населения: около 100 аппаратов на 100 000 человек. Это было одним из факторов, позволивших снизить количество летальных исходов.
— Ваша компания занимается системами управления общественным здоровьем — Population Health Management. Что они собой представляют?
— Это повышение качества здоровья населения путем централизованного мониторинга состояния пациентов внутри определенных групп, то есть скринингов. Мы реализовали много проектов в этом направлении в Европе, в частности, в Германии и Австрии.
Например, Philips создала решение на базе стандартизированных анкет для отслеживания состояния пациентов с COVID-19. Заполнение специальных опросных листов помогает наблюдать за динамикой и определять, когда пациента нужно направить в клинику, а когда ему достаточно ежедневно дистанционно сообщать о своем состоянии. Это помогает немного разгрузить систему здравоохранения.
В рамках Population Health Management мы также анализируем протоколы безопасности, которые применяются в клиниках. Обобщаем информацию о том, что было эффективно в борьбе с COVID-19. Мы уделяем большое внимание повышению эффективности существующей системы здравоохранения. Наши консультанты выстраивают в клиниках работу по сбору, обработке и интерпретации данных, необходимых для борьбы с COVID-19: настраивают аналитику и dashboard c параметрами медицинских организаций, перестраивают IT-инфраструктуру для противодействия пандемии.
— Philips провела глобальное исследование «Индекс здоровья будущего — 2020». Какие тренды и перспективы в развитии системы здравоохранения оно выявило?
— «Индекс здоровья будущего» — это ежегодное международное исследование. Philips проводит его с 2016 года. Каждый год мы выбираем для него темы, связанные с цифровой трансформацией здравоохранения: нас интересует телемедицина, роль технологий в интерпретации данных о пациенте, повышение качества медицинской помощи.
В этом году фокус исследования — молодое поколение медицинских работников, тех, в чьих руках окажется здравоохранение будущего. Опросы проводились в 15 странах. Мы изучали взгляды молодых врачей на медицинское образование, использование технологий для трансформации здравоохранения, а также их видение идеальной рабочей среды.
Применение любых IT-платформ может снизить нагрузку на врачей, у которых рутинные задачи сейчас отбирают много времени. 79% опрошенных считают, что цифровые технологии способны дать им возможность больше времени уделить заботе о пациентах. Поэтому цифровые технологии — важнейший элемент здравоохранения будущего».
— Во многих странах мира, в том числе в России, широко обсуждается тема перехода к ценностно-ориентированной системе здравоохранения. Что способна принести такая трансформация? Какие существуют барьеры?
— В предыдущие годы ценностно-ориентированное здравоохранение обсуждалось на многих площадках в медицинском сообществе. На самом деле эта модель — именно то, к чему стремятся пациенты, общество. В традиционных системах здравоохранения главную роль играют плательщик (например, фонд медицинского страхования) и врач. Роль пациента при принятии решений остается «за периметром».
Так, оплата производится не за медицинскую услугу, а за успешный исход лечения. А оценка работы медицинской организации осуществляется исключительно по показателям, связанным со здоровьем и благополучием пациента, таким как постгоспитальная выживаемость, качество жизни, инвалидизация. Таким образом, этот подход предполагает полное перестроение системы здравоохранения.
Наша консалтинговая практика предлагает с помощью наработанной международной экспертизы и цифровых интегрированных решений отслеживать результаты работы медицинских учреждений и оценивать, насколько успешна была медицинская помощь. В сложившейся в России системе здравоохранения не принято уделять внимание мнению пациента, его ощущениям от взаимодействия с клиникой, персоналом, его переживаниям и страхам. Думаю, что некоторые регионы ближе к воплощению такой ценностно-ориентированного здравоохранения, чем другие. Например, Москва — здесь уже многое делается для пациента.
В целом барьер к внедрению подхода не может быть преодолен, пока не появится максимальная прозрачность в финансировании здравоохранения. Это один из факторов, над которым нужно работать, чтобы достичь следующего этапа в развитии системы.
* На правах рекламы